понедельник, 27 мая 2013 г.

Иван Аргунов. Интимные портреты

   Интерес к человеку привёл талантливого живописца, в конце концов, к созданию замечательных по силе вложенного в них чувства, выразительных интимных образов. К этому Аргунов пришёл не сразу. Шли годы, менялись вкусы и отношение художника к своей модели. Почти восторженное отношение в начале творческого пути, теперь становится более углубленным и сложным. Художник научился видеть не только внешний облик человека, но и приблизиться к пониманию его внутреннего мира. Теперь он находит время для написания портретов людей, глубоко ему симпатичных, стараясь полнее и глубже высказать своё отношение к ним. Интимные портреты поэтому являются вершиной творчества Ивана Аргунова. В этих работах он был менее скован условными нормами парадного изображения, в них полнее раскрылись индивидуальные особенности творчества мастера - правдивость, непосредственность и глубокая человечность.
    В конце 1757 года  Иван Аргунов написал портреты мужа и жены Хрипуновых, воплотив в них своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, "по найму", там же, где проживал и сам художник. Супруги были намного старше художника, но, видимо их сближали общие духовные интересы.

Портрет К.А. Хрипунова





    Козьма Аксентьевич Хрипунов был переводчиком и секретарём Коллегии иностранных дел. Он не был богат, но известен графу Шереметеву и, возможно, пользовался его благосклонностью. Аргунов изобразил его в домашней обстановке, с журналом, или газетой, в руке. Художник явно не случайно, выбрал небольшого размера холст, простую композицию и скромную гамму тонов. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжелыми веками, задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Художник сумел увидеть и раскрыть в этом пожилом и некрасивом человеке его внутренний мир. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы, написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека. 
    Той же выразительностью отличается портрет жены Хрипунова. Сидя на стуле с книгой в руках, она внимательно смотрит на зрителя. Серо-голубоватое платье с большим беличьим воротником скрывает очертание фигуры.

Портрет Хрипуновой
    Во внешнем облике (старательно зачесанные назад волосы) и манере себя держать, нет ни тени кокетства. Это внутренне подтянутая, волевая и решительная, пожалуй, суховатая женщина. Хрипунова посвящает свой досуг чтению, и это занятие ставит её в особое положение среди женщин её круга, так как в середине XVIII столетия такое времяпровождение не было типичным для её современниц. С госпожой Хрипуновой молодой художник мог много и с удовольствием говорить на ученые темы. 
    Интимный портрет XVIII века имеет свои отличительные особенности, в нём ещё сильно сказывается сословное представление о человеке. 
     Большой творческой удачей Иана Аргунова является портрет калмыцкой девочки Аннушки. Она была любимой воспитанницей графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Это один из самых проникновенных портретов художника, написанных с большой теплотой. 

Портрет калмычки Аннушки
    В портрете Аннушки художник передал обаяние её детской непосредственности, общительный и живой характер и правдиво, без экзотики, показал национальное своеобразие её облика. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые, чёрные глаза миндалевидного разреза, по-восточному приподнятые к вискам. Графиня Варвара Алексеевна образно называла их - "глазушки-таракашки". Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке - браслет из коричневых бархоток. В ушах серёжки. В окружении барыни её любят и лелеют. Среди богачей бытует мода брать к себе в услужение   калмычат, что было связано с вниманием к ним со стороны императорского двора, желавшего добиться полного присоединения калмыков к России. Калмыцких детей часто прихватывали с собой казаки, приезжая из далёких степей в столицу  и дарили царице и её приближенным, как, например, рыбу, икру, кибитки, лошадей. Таковы были причуды мудрого и жестокого столетия. Попадая в русские семьи, девочки-калмычки получали русские имена, но обычно их называли просто, "калмычка графини такой-то". Например, нашей Аннушке на письме указывали адрес: "Петербург. Анне Николаевне, калмычке графини Шереметевой". Обязанности Аннушки были довольно разнообразны и зависели от изобретательности хозяйки. Портрет написан после смерти Варвары Алексеевны. Видимо, граф Шереметев пожелал таким образом увековечить память супруги и прославить её воспитательную и благотворительную деятельность. В руках Аннушка держит портрет госпожи, демонстрируя его зрителю. 
    Портрет калмычки написан с большой любовью и вниманием художника к модели, искренностью и теплотой. Видимо, Аннушка была в числе ближайших друзей художника.
    В 1785 году Иван Аргунов создал одну из лучших своих работ - портрет неизвестной крестьянки. Выбор модели, по-видимому, не был для художника случайным. В искусстве второй половины XVIII века возник большой интерес к крестьянской тематике. В это время на страницах книг и журналов, в драматических произведениях находили отражение благородный нравственный облик крестьянина, его честность и трудолюбие, противопоставленные лености и праздности дворянства. Аргунов создал привлекательный облик русской женщины из народа, запечатлев её душевную чистоту, приветливость и скромность. 

Портрет неизвестной крестьянки
        Лицо женщины с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты. В её образе художник выразил своё представление о красоте и духовном благородстве крестьянки. Её фигура немного смещена к левому краю, пластические формы молодого крепкого тела переданы с почти скульптурной осязаемостью. Высокая точеная шея переходит в плавные контуры головы и расшитого золотом головного убора. Колорит тёплый, сочный: сочетания красного с золотом головного убора, телесных тонов лица, нитки красных бус на шее, белой рубахи и красного сарафана с золотым шитьём, создают нарядную и, в то же время, строгую гамму, придавая портрету ясную гармоническую завершенность. Красный цвет господствует в портрете: поблескивает в камнях серьги с длинными подвесками, в пуговке у ворота. Спокойствие, величавость, внутреннее достоинство русской женщины из народа воплотил художник в облике неизвестной модели.
    Кто она? Время не сохранило имени красавицы. Однако с уверенностью можно сказать, что это не крепостная актриса и не светская львица, переодетая в русский костюм крестьянки Московской губернии. Единственная деталь её наряда не соответствует крестьянской привычной одежде - это слишком большой вырез рубахи и цветной поясок. Скорее всего, наша героиня - не сельская жительница, а горожанка, живущая у господ кормилица. Похожие изображения кормилиц есть на картинах, или семейных портретах, принадлежавшим кисти других живописцев, живших приблизительно в одно время с Иваном Аргуновым. Ему же посчастливилось создать возвышенный, опоэтизированный образ русской крестьянки, которого не знало ещё искусство XVIII века.
    В 1790-е годы и в самом начале нового столетия, Аргунов почти перестаёт творить. Это связано опять с его подневольным, рабским положением. В 1788 году его назначают управителем "Московского дома" Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. Перебравшись из Петербурга в Москву и, видимо, чувствуя, что проходит его время и на смену является новое поколение молодых талантливых живописцев, Аргунов повиновался воле хозяина, которым теперь стал, после смерти отца, Николай Петрович Шереметев. 
    Из многочисленных сохранившихся документов известно, как неинтересна и, порой унизительна стала жизнь художника, превратившегося в "управителя Аргунова". Кисть, выпавшую из отцовской руки, поднял сын художника, Николай, однако,  создав красивые портреты интересных личностей, он не превзошёл своего отца. 
    Умер Иван Петрович Аргунов в начале 1802 года в возрасте 73 лет, крепостным человеком графов Шереметевых.
     
   

     

Комментариев нет:

Отправить комментарий