среда, 5 июня 2013 г.

Частица души Санкт-Петербурга

М.К. Аникушин. Памятник А.С. Пушкину
    Сегодня, в канун дня рождения А.С. Пушкина невольно вспоминаются стихи:

И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут...

    19 июня 1957 года в Ленинграде состоялось торжественное открытие памятника великому поэту - в сквере на площади Искусств. Бронзовый монумент сей выполнен был скульптором М.К. Аникушиным совместно с архитектором В.А. Петровым. Это был уже третий памятник Пушкину, установленный в городе.  Именно ему выпала честь заслужить всеобщее признание, войти в число монументов высочайшего художественного уровня.
    Образ Пушкина волновал скульптора Михаила Аникушина с юных дней. Окончив в 1947 году Всероссийскую Академию художеств, он вскоре принял участие в конкурсе проектов памятника поэту. Представленная им модель привлекла к себе внимание оригинальностью замысла. 
    "Мне хотелось, - вспоминал скульптор позднее, чтобы на пьедестал встала не просто скульптура, а необыкновенный, будто живой человек. Вот такой, каким он был, каким я его себе представляю.. Частица души города. Мне хотелось показать его молодым, земным, человечным. И в тоже время скульптура должна показать не миг, а долго длящееся состояние".

М.К. Аникушин за работой

    Памятник был отлит в бронзе на ленинградском заводе "Монументскульптура".
    Высота статуи - выше 4 метров. С пьедесталом - 7 метров 90 сантиметров. Пьедестал выполнен из красного гранита. На лицевой стороне его надпись:
"Александру Сергеевичу Пушкину"
        Архитектор А.П. Петров прекрасно рассчитал пропорции пьедестала, соразмерил их с высотой статуи. Благодаря внушительному постаменту, памятник превосходно вписался в Ансамбль площади Искусств, спроектированный в классическом стиле Карло Росси. Гармонично сочетается с архитектурой площади, с портиком Михайловского дворца, в котором находится Русский музей и вид на который открывается, благодаря широкой аллее, проложенной через сквер. Пушкин не мог бывать в Русском музее, так как он открылся в 1898 году, через шестьдесят с лишним лет после  роковой дуэли, но само здание Михайловского дворца посещал не раз. Он поднимался по ступеням парадного входа, мимо сторожевых львов, в покои хозяйки - великой княгини Елены Павловны. Супруга младшего брата императора Николая I, Михаила Павловича, слыла одной из самых просвещенных женщин Петербурга. Она часто приглашала к себе выдающихся писателей, артистов, музыкантов. Однажды Пушкин вписал в альбом Елены Павловны своё стихотворение "Полководец", начинавшееся с описания галереи 1812 года в Зимнем дворце, где собраны портреты героев войны с Наполеоном кисти живописца Доу. В конце стихотворения поэт тонко отдаёт дань широте кругозора хозяйки альбома и заканчивает такими словами:

... Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век...

    В трагические дни гибели поэта, отсюда, из покоев Михайловского дворца, Елена Павловна написала В.А. Жуковскому: "Итак, свершилось, и мы потеряли прекраснейшую славу нашего отечества! Я так глубоко этим огорчена, что мне кажется, что во мне соединяются сожаления и его друзей и поклонников его гения."
    Памятник, созданный Аникушиным, сразу поразил всех сочетанием естественности и значительности, романтичности и человечности. Скульптор изобразил Пушкина декламирующим стихи. Поэт показан в движении, стремящимся вперёд, и это ощущение порыва подчеркнуто откинутой правой рукой. Легко и непроизвольно движение его руки. Голуби любят опускаться сюда, точно на ветку. И сидят, настолько трогательные! 




    Кому не знакомы характерные черты лица поэта? Лицо бронзового Пушкина вдохновенно. Именно таким становилось оно в момент творческого порыва, в минуту поэтического озарения.


    Бронзовая фигура Пушкина выполнена с высоким мастерством и безупречностью пластического выражения, ни повторяя ни одного из ранее известных, ставших каноническими, изображений поэта. Скульптура кажется удивительно точным, пластическим эквивалентом музыкальной пушкинской поэзии. 


    Творение Михаила Аникушина сразу получило всеобщее признание, именно таким видит Пушкина большинство соотечественников. В 1958 году памятник был удостоен Ленинской премии и целого ряда престижных премий и наград. 
    Свобода! Вот чувство, которое сквозит в ощущении от пушкинского памятника. Любой художник, творец, мысленно обращается к Пушкину, когда ищет и не находит ответов на мучительные вопросы творчества. Так же поступал и автор памятника, Михаил Константинович Аникушин, вспоминая строки пушкинского сонета:

Дорогою свободной
Иди, куда тебя влечет свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Ты им доволен ли взыскательный художник?

Сам Пушкин оценил себя так:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит - 
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

        Именно эта "непокорная глава" поэта чудесным образом воплощена в памятнике, созданном трудом и талантом другого гения - Михаила Аникушина. А ещё - в нём угадывается изящество строф Пушкина, быстрый росчерк его рисунков, артистизм, изысканная красота его жестов и неповторимость, знакомого до боли, "арапского" профиля.

    Искуссница от себя: не могу себе представить обожаемый Санкт-Петербург без этого вдохновенного памятника Пушкину также, как без Медного всадника Э. Фальконе.




Комментариев нет:

Отправить комментарий