вторник, 3 февраля 2015 г.

Ощущение свежести и солнца

                             

В. Серов. "Девушка,
освещенная солнцем.
Фрагмент
                Наряду с «Девочкой с персиками», немного отыщется портретов, столь переполненных радостью и столь поэтических, как «Девушка, освещенная солнцем». Модель также близка Серову – это его кузина Мария Симонович. Серов тоже пишет её на даче, но год спустя после Верушки Мамонтовой. Друзья в один голос восклицают: «Шедевр! Снова шедевр»! Однако находятся и противники. Это те, кого раздражает манера и «язык» молодого художника. Да, многим маститым всё непривычно в работах юноши. Потому что первые же картины Серова как бы границу проводят, отделяя новое - от старого. Это говорит, прежде всего, о мастерстве, ранней зрелости.

    Согласитесь, необыкновенное начало, быстрое обретение индивидуального стиля! Ученик Репина, Серов стремился отделиться от передвижничества, с его, прежде всего, темой обличения социального неравенства и сознательно отказался от критики общественных драм. Он обладал даром видеть в маломвеликое, в одном из фрагментов жизни – целый мир, наполненный «отрадным»: счастьем, красотой, гармонией, артистическим вдохновением. В отличие от картин «реалистов» живопись молодого Серова искрится чистыми, лучезарными красками, поражает живостью, молодостью и близостью к импрессионистам. Хотя… в этот период творчества художник не был даже знаком с импрессионизмом. Он двигался параллельным путём, очарованный красотой цвета и свежестью молодой жизни. «Всё, чего я добивался, - это свежести, - говорил художник, - той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Работая над «Девушкой, освещенной солнцем», Серов стремился «сохранить свежесть живописи при полной законченности – вот как у старых мастеров. Думал о Репине, о Чистякова, о стариках - поездка в Италию очень тогда сказалась, - но больше всего думал об этой свежести».
     Работа над картиной шла ежедневно. Потребовалось не менее девяноста сеансов. Три месяца! Особенно поражаешься, когда, стоя перед картиной, только что узнаёшь об этом. Ведь она кажется созданной на едином дыхании!


В. Серов. "Девушка, освещенная солнцем"
1888 г. ГТГ

    Сюжет поражает простой и очаровательной натурой. Ясный летний день. Молодая девушка сидит под деревом и смотрит на нас спокойными, чуть вопрошающими глазами. У неё чудесное русское лицо, чистое и здоровое. Глаза, такие ясные, что чистая душа светится в них. Скромность, духовность, ум, доверительное общение с природой – сокровища, которыми она наделена с рождения доброй феей.
     Однако в этом полотне Серов не ставит цель показать конкретного человека, привязаться к характеристике героини. Он пишет состояние природы и настроение девушки в ней. Поэтому опять не называет имени модели. Как и Верочка, Маша остается «просто девушкой».
    Живопись Серова полна свежести и солнца. Лицо и всё в картине, будто соткано из пятен различных оттенков. От полуденной жары девичье лицо разморилось, оно так и пылает. Взгляните, как горят щеки! На ней белая кофточка. Но белого цвета почти нет в картине. Обратите внимание на желтоватые, зеленоватые, голубоватые, коричневые мазки. Фигура девушки  - вся в многоцветных солнечных бликах. Это игра солнца, света и тени. Так же написана кора дерева. На открытом воздухе цвет меняется, никогда не остается самим собой, и это делает работу художника особенно трудной. Только внимательно рассмотрев картину, можно понять, какая сложная работа скрывается за внешней простотой. А пройти мимо «Девушки, освещенной солнцем, просто невозможно. Вас остановит одухотворенное лицо, смотрящее из того солнечного знойного полудня, который уже давно миновал, но сохранился, спасенный кистью молодого Серова.
    Талант Серова-портретиста с молодых лет поднялся на недосягаемую высоту, но импрессионизм в его творчестве продлился недолго.
   


Комментариев нет:

Отправить комментарий