четверг, 26 февраля 2015 г.

Портрет Иды Рубинштейн

           
В. Серов
Портрет Иды Рубинштейн
Фрагмент
                    В дягилевских «русских сезонах» в Париже на сцене Гранд-опера, блистала несравненная Ида Львовна Рубинштейн (1880 – 1960). Танцовщица-любительница, ученица Михаила Фокина, она исполняла роль царицы Клеопатры в одноименном балете своего наставника и роль Зобеиды, в поставленной им же, «Шехерезаде». Успех сопутствовал громоподобный.
    Весной 1910 года Валентин Александрович Серов приехал в Париж с дочерью Ольгой, старшей из его шестерых детей. Им довелось посетить Гранд-Опера 4 июня 1910 года, где они смотрели «Шехерезаду» с участием Иды Рубинштейн. Серов сразу подпал под обаяние танцовщицы и «нашёл в ней столько стихийного подлинного Востока», что решил, во что бы то ни стало, её писать. Она показалась художнику новым воплощением египетской Клеопатры. Любуясь её утонченными темпераментными танцами, можно было представлять себе древние Ассирию и Египет, «каким-то чудом воскресшие». «Монументальность есть в каждом её движении – просто оживший архаический барельеф». «У неё рот раненой львицы, а смотрит она в Египет», - говорил Серов с несвойственным ему, человеку очень сдержанному, волнением.Внешность танцовщицы также не оставляла никого равнодушным. Одна из кузин Серова, Нина Яковлевна Симонович-Ефимова, жившая тогда же в Париже, оставила словесный портрет Иды Рубинштейн: «Овал лица, как бы начертанный без единой помарки счастливым росчерком чьего-то лёгкого пера, благородная кость носа. И лицо милое матовое, без румянца, с кипой черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо – некоей древней эпохи. Из былинной Индии». Образ, будто вырванный из обычной среды. Знаменитая танцовщица, которую знали все и принимали в обществе, появлялась на сцене полуголой, также  сохранились её фотографии в стиле ню. Серов предложил ей позировать ему обнаженной. В начале 20 века это должно было вызвать недоумение критики, недалеко было и до публичного скандала.
    Во второй половине мая – июне 1910 года, когда писался портрет, Серов снимал помещение домовой церкви в католическом монастыре Сакре-Кёр, около бульвара Инвалидов. Там же была его мастерская. Когда Ида Рубинштейн направлялась к художнику и шла по двору, из всех окон высовывались жильцы. Люди буквально пожирали эту необыкновенную женщину глазами, многие восхищались, а друзья были просто в неё влюблены.







Ида Рубинштейн - 
звезда серебряного века
фото

    Портрет Иды Рубинштейн наделал много шума. Серова упрекали в модернизме. Репин пришёл в отчаяние, воскликнув: «Да это же гальванизированный труп!» Хотя потом писал, что даже самое неудачные произведения Серова «драгоценности». «Вот, например, его «Ида Рубинштейн». Но как она выделялась, когда судьба забросила её на базар декадентщины». Действительно, Серов сотрудничал с объединением «Мир искусства», дружил с представителями новой русской культуры рубежа 19 – 20 веков, в частности с художником и искусствоведом Александром Бенуа, который являлся лидером молодых выразителей потребностей русского искусства. Особенность искусства того времени заключалась в его необычайной многоликости. Самые разнообразные эстетические тенденции эпохи, способы преображения натуры демонстрировались на выставках, соревнуясь с выдающимися художниками европейского модерна. Серов тоже участвовал в этих выставках. Работы лучшего портретиста России узнала публика Вены, Берлина, Мюнхена, Венеции, Рима.
    Художник относился к своей новой модели с восхищением. Стильная, изящная, но отнюдь, не настолько измождённая, как живописал Серов, танцовщица рисовалась ему в новом образе. Создавая на холсте сложный характер Иды, он намеренно подчеркивал не реальные, но гротескные формы, используя многочисленные контрасты: линейные, цветовые, фактурные. Это скорее, формула модерна, а не живая женщина. И одновременно – портрет.


   В. Серов
Портрет Иды Рубинштейн
Холст, темпера, уголь.
1910 год. ГРМ, СПб

    Серов воспроизвёл фигуру Иды Рубинштейн в сложном повороте. Контур тела предельно заострён. Композиция, отвечая требованиям модерна, построена так, что кажется, танцовщица распластана по стене. Лицо обращено к зрителю, но куда на самом деле обращены эти больные страдающие глаза львицы? Синие подглазья, карминово-красный рот. Несмотря на изящество позы, обнаженное тело написано «мёртвыми» красками на фоне жёлтой стены и синего покрывала. Драгоценные перстни - на пальцах рук и ног. Длинный зелёный шарф напоминает змею, от укуса которой скончалась египетская царица. При всей внешней экстравагантности, Ида Рубинштейн выглядит беззащитной и очень грустной. Сюжет можно истолковать как предсмертный танец Клеопатры со змёей. Тема прощания и близкой смерти отражена в этом больном взгляде. Умирающая красавица будто превращается в изваяние, становясь кумиром эстетства начала 20 столетия.

    Серов выставил портрет Иды Рубинштейн весной 1911 года на Международной художественной выставке в Риме. Тут же его обвинили в модернизме. Критики неистовствовали с пеной у рта. Нашлись и поклонники. Поступило предложение директора музея Александра  III (Русского музея), графа Дмитрия Ивановича Толстого продать ему картину для экспозиции, на что Серов согласился. «Это приобретение, вспоминает Ольга Серова, - вызвало ропот в некоторых художественных кругах, и раздались голоса, требовавшие удаления картины из музея. Серов писал по этому поводу М.С. Цетлин:
  «Остроухов (художник, друг Серова) мне, между прочим, говорил о Вашем намерении пристроить у себя бедную Иду мою Рубинштейн, если её, бедную, голую, выгонят из музея Александра на улицу.
   Ну, что же, я, конечно, ничего не имел бы против – не знаю, как рассудят сами Рубинштейны, если бы сей случай случился. Впрочем, надо полагать, её под ручку сведёт сам директор музея граф Д.И. Толстой, который решил на случай сего скандала уйти. Вот какие бывают скандалы, т. е. могут быть. Я рад, ибо в душе – скандалист, да и наделе, впрочем». 2
   
    Портрет Иды Рубинштейн – апофеоз нового стиля позднего Валентина Серова - самый нетрадиционный для своего времени. Мастер возвысил свою героиню, не впадая в пафос, впрочем, он умел обобщать и создавать не похожее, не имеющее аналогов в искусстве, даже в свою многоликую эпоху.





Примечания

1         Грабарь И. «Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865-1911. М. 1965
2         Серова О.В. Воспоминания о моём отце Валентине Александровиче Серове. Ленинград. Искусство, 1986

Фото взято из интернета



Комментариев нет:

Отправить комментарий