понедельник, 2 июня 2014 г.

Пенсионерская поездка Репина:"считаю это время... потерянным"



         

И. Е. Репин "Садко в подводном царстве"
Этюд
     Подошла к концу учеба в Академии художеств. Вот-вот спадут академические оковы»: осталась поездка за границу, и выполнение композиции на звание академика. Репин к этому времени уже женился на сестре своего товарища Александра Шевцова - Вере Алексеевне. Он обвенчался с невестой в церкви Академии художеств и после этого сразу вернулся к прерванной работе - это ли не лучшая характеристика подвижничества? Вскоре художник стал отцом, у молодых супругов родилась дочь Вера.
    Можно было подводить некоторые итоги: с каким багажом приступил к учебе и чему выучился. Во-первых, в багаже юноши, прибывшего на учебу в столицу, имелся не только талант, но и «высокая художественная выучка», по словам И. Грабаря. В топографической школе родного Чугуева Илья получил первые уроки рисунка. Позже, работая в иконописной артели, приобщился к древней традиции иконописи. Чугуевские иконописцы славились в нескольких губерниях по соседству. Земляками Репина, работавшими на родине, были представители реалистического направления в живописи – Л.И. Персанов, И.Н. Шаманов, И.М. Бунаков. Они были первыми учителями для начинающего художника, стремящегося к вершинам искусства. Неудача Репина при поступлении в Академию, привела его в Рисовальную школу поощрения художеств, где он обучался рисунку у Р.К. Жуковского, выдающегося графика-реалиста, близкого по духу ученику.

    В Рисовальной школе Репин познакомился и сблизился с И.Н. Крамским, который стал духовным наставником юноши, стремящегося к правдивому изображению действительности. Репин начал посещать собрания художественной Артели – предтечи Общества передвижных художественных выставок.



И.Н. Крамской. «Крестьянин с уздечкой»

    В годы учебы у Репина возникли дружеские связи с В.В. Стасовым, выдающимся критиком-демократом, искусствоведом А.В. Праховым, скульптором М.М. Антокольским, живописцами В.Д. Поленовым и К.А. Савицким. 

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1873 г.

    Дружба с передовыми художниками укрепила демократические идеалы молодого художника, интерес к судьбе простого народа и соответственно определила жанры, работая в которых, он впоследствии создал свои шедевры. Жанровая (бытовая), историческая живопись и портрет. Академическим наставником Репина был Ф.А. Бруни, с его холодноватой классической манерой и любовью к Н. Пуссену.



Ф. А. Бруни. «Медный змий»

    С такой солидной базой в 1873 году молодой пенсионер Академии художеств, и уже автор большой жанровой картины «Бурлаки на Волге», которая привлекла внимание в Петербурге и находилась на Всемирной выставке в Вене, отправился в путешествие по дорогам и городам Европы. Илья Ефимович ехал вместе с женой. Молодые супруги сначала посетили Всемирную выставку, где выставлялись «Бурлаки», но молодой художник не нашёл там ничего интересного для себя и написал друзьям, что выставка вообще показалась ему серой. Не понравилась ему заграница! Итальянские города Флоренция и Рим скучны, привлекла только Венеция. Париж вначале вызывал раздражение, но спустя некоторое время, Репин попытался создать полотно из жизни французов. «Парижское кафе», вещь, несомненно, достойная, создана Репиным под сильным влиянием французского искусства.


И. Е. Репин. «Парижское кафе»

   
    О заграничной поездке Репин написал В.В. Стасову: «Я ничему не выучился за границей и считаю это время, исключая первых трёх месяцев, потерянным для своей деятельности и как художника и как человека». Академия художеств, по его мнению, посылала своих лучших воспитанников «не учиться, а так, околачиваться». Однако, молодой художник всё ещё был кое-что должен своей «альма матер», а именно представить на суд профессоров картину в качестве отчета о пенсионерской поездке. Репин задумал и создал большое полотно на тему русских былин, картину-фантазию «Садко в подводном царстве». Горячо взялся за работу и быстро остыл. Работал над полотном уже нехотя, и получился отнюдь, не шедевр и его «Садко» не очень тепло принят был публикой.


И. Е. Репин «Садко в подводном царстве»

    Мимо новгородского гостя Садко проплывают красавицы. то ли дочери, то ли пленницы  морского царя, или просто дивы морские? Каждая представляет одну из стран. Здесь смуглая Индия, волоокая Персия, светловолосая Англия, изысканная Франция. Садко должен сделать выбор, но ни одна из див не трогает его сердце, все они чужие для русского молодца. Но вот вдали, последняя в причудливой процессии, появляется девушка-чернавушка. Она проста и наряд её беден, но зато в ней живёт родная душа. "Эту, какова она есть, Садко предпочитает, по глубокому сердечному родству и ещё более глубокой привычке, всем остальным, каким бы то ни было красавицам всего мира", - писал Репин друзьям из Парижа. - "В этой картине выразится моё настоящее положение. В Европе, с её удивительными вещами, я чувствую себя таким же Садко".


    Утешало одно, за эту картину Репину присвоили звание академика, и он, наконец-то, сбросил академические оковы. А приобрёл её наследник престола Александр Александрович, будущий император Александр III. Теперь Илья Ефимович мог вступить в «Товарищество передвижных художественных выставок» и всецело отдаться творческим поискам. Выставки передвижников уже гремели на всю Россию, и Репину было суждено стать лучшим.
   



Комментариев нет:

Отправить комментарий