"Протодьякон" 1877 |
«Протодьякон» – соборный диакон. Воистину,
острохарактерный типаж. На первый взгляд – он просто ужасен и велик, в смысле,
огромен. Поражает буквально всем – ростом, лицом и взором. И в то же время –
прекрасен. Сказочный богатырь, да и только. Уверен. Могуч. А уж голос его,
должно быть, громоподобен. Иного и быть не может. А посох держит, как воин меч.
Первое впечатление – величественный Илья Муромец, или же сказочный Дед Мороз.
Но взгляните в глаза этого могучего
дедушки! Да они красны, и выдают пристрастие к алкоголю и обжорству. А ещё
читается в них себялюбие и духовная пустота. Увы, ничего духовного нет в облике
этого церковнослужителя, всё, на что способен протодьякон, чем он может
поразить паству – это пучить глаза, да издавать мощный рёв. Здесь от величия до
комизма – один шаг, стоит представить протодьякона, пьяного до удивления, на
Пасху. И вот уже комическое соединяется с трагическим. Подлинный самобытный
портрет духовной особы, выдающийся образ создал Репин, и, следуя за Крамским,
можно сказать, что художник «словно в ярости какой-то», распалённый душой, писал
по холсту.
Лик протодьякона |
«Мужичок из робких» - худощавый,
взлохмаченный, с окладистой бородой и светлыми глазами. Его поза, на
первый взгляд, говорит о робости и скованности, но взгляните в эти глаза! Глаза
выдают бурю страстей, бесстрашие и волю. Перед нами – разбойник, бунтовщик.
Робость мужичка – ложная. На самом деле он весь – точно сжавшаяся пружина. Да в
нем энергии через край! Вот-вот эта пружина распрямится!
"Мужичок из робких" 1877 |
Мужичок-то себе на уме. Потрясает то, как
Репину удалось передать блеск глаз! А борода, рыжеватая, выгоревшая на солнце,
подтверждает разбойное прошлое этого человека.
Таись, не таись, мужик, от Репина не
схоронишься, он все твои тайны разгадал и выдал!
"Мужик с дурным глазом" 1877 |
«Мужик с дурным глазом» - портрет Ивана Фёдоровича Радова, мужа тётушки
Репина, сестры отца. Известно, что тётушка была крестной матерью художника, а
крестным отцом – чугуевский портной Касьянов. Муж «крестненькой» - по профессии
серебряных и золотых дел мастер – считался обладателем особого взгляда и
почитался местными за колдуна. Репин, когда писал портрет своего родственника, действительно,
вдруг заболел лихорадкой и впоследствии объяснял свою болезнь действием «дурного
взгляда» Радова.
Любопытен диалог Репина и Стасова в письмах
друг другу. Репин рассказывает критику о своей модели: «Это Иван Радов, мастер
золотых дел. Он приходится дальним родственником нашей семье и действительно
имеет дурную репутацию колдуна». Стасов в ответ усмехается: «Ну, Илья Ефимович,
в наш просвещенный век такая репутация просто смешит!»
Смешно ли на самом деле? Вряд ли. Репин –
мистик. Стасов – человек передовых взглядов, ознакомившись с портретом «колдуна»,
высоко оценил эту работу, назвав Репина художником больших задач и далеко
простирающихся горизонтов:
«Представьте себе, что такое будет то
художественное создание, для которого существуют подобные этюды, уже сами по
себе шедевры».
Комментариев нет:
Отправить комментарий