суббота, 14 июня 2014 г.

"Уже сами по себе шедевры". Репин в Чугуеве



   
Первые месяцы после заграничной поездки были сложными для молодого Репина, особенно в моральном плане. Его потянуло на родину «в глушь, в Чугуев». Родина придавала ему сил, давала вдохновение. Лето 1877 года, проведённое в Чугуеве и его окрестностях, действительно, оказалось плодотворным. На родине он увидел крестный ход, и это было неизгладимое впечатление, поразившее Репина социальной остротой и разнообразием человеческих типов. Насколько велик оказался контраст «простонародья» и «благородного» сословия, мирян и духовенства. Репин задумал картину крестного хода, увлекся поисками типажей и в процессе работы создал замечательные этюды, которые само собой, превратились в яркие сложные психологические портреты.


"Протодьякон" 1877 

   
    «Протодьякон» – соборный диакон. Воистину, острохарактерный типаж. На первый взгляд – он просто ужасен и велик, в смысле, огромен. Поражает буквально всем – ростом, лицом и взором. И в то же время – прекрасен. Сказочный богатырь, да и только. Уверен. Могуч. А уж голос его, должно быть, громоподобен. Иного и быть не может. А посох держит, как воин меч. Первое впечатление – величественный Илья Муромец, или же сказочный Дед Мороз.
    Но взгляните в глаза этого могучего дедушки! Да они красны, и выдают пристрастие к алкоголю и обжорству. А ещё читается в них себялюбие и духовная пустота. Увы, ничего духовного нет в облике этого церковнослужителя, всё, на что способен протодьякон, чем он может поразить паству – это пучить глаза, да издавать мощный рёв. Здесь от величия до комизма – один шаг, стоит представить протодьякона, пьяного до удивления, на Пасху. И вот уже комическое соединяется с трагическим. Подлинный самобытный портрет духовной особы, выдающийся образ создал Репин, и, следуя за Крамским, можно сказать, что художник «словно в ярости какой-то», распалённый душой, писал по холсту.


Лик протодьякона


    «Мужичок из робких» - худощавый, взлохмаченный, с окладистой бородой и светлыми глазами. Его поза, на первый взгляд, говорит о робости и скованности, но взгляните в эти глаза! Глаза выдают бурю страстей, бесстрашие и волю. Перед нами – разбойник, бунтовщик. Робость мужичка – ложная. На самом деле он весь – точно сжавшаяся пружина. Да в нем энергии через край! Вот-вот эта пружина распрямится!


"Мужичок из робких" 1877

    Мужичок-то себе на уме. Потрясает то, как Репину удалось передать блеск глаз! А борода, рыжеватая, выгоревшая на солнце, подтверждает разбойное прошлое этого человека.
    Таись, не таись, мужик, от Репина не схоронишься, он все твои тайны разгадал и выдал!


"Мужик с дурным глазом" 1877


   «Мужик с дурным глазом» - портрет Ивана Фёдоровича Радова, мужа тётушки Репина, сестры отца. Известно, что тётушка была крестной матерью художника, а крестным отцом – чугуевский портной Касьянов. Муж «крестненькой» - по профессии серебряных и золотых дел мастер – считался обладателем особого взгляда и почитался местными за колдуна. Репин, когда писал портрет своего родственника, действительно, вдруг заболел лихорадкой и впоследствии объяснял свою болезнь действием «дурного взгляда» Радова.
    Любопытен диалог Репина и Стасова в письмах друг другу. Репин рассказывает критику о своей модели: «Это Иван Радов, мастер золотых дел. Он приходится дальним родственником нашей семье и действительно имеет дурную репутацию колдуна». Стасов в ответ усмехается: «Ну, Илья Ефимович, в наш просвещенный век такая репутация просто смешит!»
    Смешно ли на самом деле? Вряд ли. Репин – мистик. Стасов – человек передовых взглядов, ознакомившись с портретом «колдуна», высоко оценил эту работу, назвав Репина художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов:
    «Представьте себе, что такое будет то художественное создание, для которого существуют подобные этюды, уже сами по себе шедевры».


Комментариев нет:

Отправить комментарий