среда, 25 июня 2014 г.

И. Е. Репин. "Царевна Софья"


       

       
В 1877 году, поработав в родном Чугуеве, Репин переехал в Москву. Здесь уже обосновались его друзья Васнецов и Поленов. С Поленовым они ещё в Париже уговорились поселиться в древней столице. Вскоре к талантливой группе живописцев присоединился Василий Суриков. Все четверо большие любители старины, они принялись изучать Москву и окрестности. Посещали Кремль и монастыри. Гуляли по улицам, переулкам, заглядывали в тупички, скрывающие свои тайны. Любовались красотой древней архитектуры, её национальным своеобразием, дорогим сердцу всякого русского человека. И, конечно, работали, без конца творили. Виктора Васнецова поразил собор Василия Блаженного, и он взялся за образ Ивана Грозного – в длинной  ферязи, узорных сапогах, с железным посохом в руке, с пронзительно-дикими глазами, стоящего в переходе кремлёвского дворца. Суриков задумал грандиозное и трагическое полотно «Утро стрелецкой казни» - хор народных голосов, на Красной площади перед «Василием Блаженным». Лиричный Василий Поленов написал «Московский дворик» - тихий и безмятежный уголок с церквями и старинной барской усадьбой.
    Репин тоже задумал и написал первую свою историческую картину «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году». В названии картины читатель, искушенный в истории, конечно же, заметит ошибку. Царевна Софья была свергнута Петром и заключена в Новодевичий монастырь в 1689 году, а стрельцы взбунтовались и подверглись казням, через десяток почти лет, а не через год. Трагедия Софьи заинтересовала Репина после того, как он побывал в Новодевичьем монастыре и посетил её келью с окнами, забранными решётками. Так вот где томилась старшая сестра Петра I, решившаяся на небывалое в истории Руси дело – возложить царский венец на главу девичью. «Зазорное лицо», - говорил о ней царственный брат Пётр Алексеевич. «Самой талантливой, огненной, страстной женщиной Древней Руси», назвал царевну Софью друг Репина критик В.В. Стасов. 


Парсуна правительницы Софьи

     Героиня картины Репина, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, царевна Софья, родилась в Кремлевских палатах 17(27) сентября 1657 года. С детских лет отличалась умом, энергией, честолюбием. Вместе с братьями царевна училась у Симеона Полоцкого. Софья считала, что женщина способна править государством. Её идеалом была византийская царевна Пульхерия, правившая за неспособного брата, а позднее и за внука. Воспользовавшись болезнью брата царя Фёдора Алексеевича, Софья оставила девичий терем и появилась в его опочивальне. После его смерти 27 апреля 1682 года, вступила в борьбу с родственниками малолетнего царевича Петра, избранного на престол - Нарышкиными. В Москве и других русских городах созрело недовольство наступившим боярским правлением, особенно возвращением в столицу из ссылки боярина Артамона Матвеева, опекуна матери малолетнего царя. Началась борьба между придворными партиями, в которой Софья намеревалась победить, чтобы сохранить престол для потомков Милославской и самой править государством.  Да, до неё на Руси правили женщины – княгиня Ольга, Елена Глинская, но они были вдовами и матерями юных великих князей Святослава и Ивана Васильевича (Грозного). Умная, образованная, волевая натура, царевна Софья  завоевала доверие стрельцов, пожелавших сделать её правительницей при малолетнем Петре и неспособном править Иване. В России стало два царя,  Иван, сын Марии Милославской, и десятилетний Пётр, сын Натальи Нарышкиной. С 29 мая 1682 года царевна Софья была объявлена регентшей. Она была мудрой правительницей, стремилась к преобразованиям страны. В 1684 году велела чеканить своё изображение на монетах. С 1686 года именовала себя самодержицей. Действительно, годы её правления отмечены стремлением к широкому обновлению русского общества, но вот в Преображенском возмужал царь Пётр Алексеевич и в 1689 году произошёл разрыв между правительницей и боярско-дворянской группировкой, поддерживающей юного Петра. Лишённая царского титула, Софья была заключена в Новодевичий монастырь. Во время стрелецкого восстания сторонники  Софьи намеревались снова кричать её на царство, вместо Петра-антихриста, но потерпели поражение. После подавления бунта Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. Она провела в монастыре в целом 15 лет, и умерла 3(14) июля 1704 года. Перед кончиной старица Сусанна приняла схиму под именем Софии. Погребена в усыпальнице Смоленского собора Новодевичьего монастыря.  
    Репин раскрывает одну из страниц борьбы между Петром и Софьей, когда молодой царь разгромил выступившее против него стрелецкое войско, многих казнил, и приказал повесить 195 осужденных на стенах Новодевичьего монастыря. Трое стрельцов были повешены под окнами кельи Софьи, в руки их были вложены челобитные, в которых они будто бы просили её взять управление царством.
    Илья Ефимович много работал над историческими источниками и предметами быта XVII века. Он должен был создать правдивую картину, а не просто романтическую красивую вещь, какие в его время выходили из-под кисти многих художников, увлеченных историей.


И.Е. Репин «Царевна Софья»
1879 год, Москва, ГТГ
Холст, масло, 201, 8Х145, 3


    
   Очень трудной была работа по воссозданию внешнего облика главной героини. Властная, сильная и волевая царевна была некрасива. Её прижизненные изображения рисуют скорее образ правительницы, но не реального человека. Один из иноземных дипломатов, видевших двадцатипятилетнюю правительницу, писал, что Софья выглядела много старше своих лет – аж сорокалетней. Некрасивость, грубые черты лица, приземистая фигура, достались дочерям царя Алексея Михайловича от их прабабушки, Ксении Романовой. Репин создал несколько этюдов головы Софьи, подыскав соответствующих его представлению о ней и описаниям современников, натурщиц. Основной моделью для фигуры в целом, художнику послужила некая женщина, знакомая с ним, портниха. Репин написал этюд головы, очень удачный, Е.И. Бларамберг-Апрелевой, другой знакомой. Выражение ума, воли, темперамента в лице Софьи – от неё. 


Этюд к картине


    Несколько набросков были сделаны с В.С. Серовой, матери художника Валентина Серова, будущего любимого ученика Ильи Репина. Работа над образом на основе нескольких моделей, написанных с натуры, и дальше будет часто практиковаться Репиным, как и другими выдающимися создателями исторических полотен, например, Суриковым. Этот метод помогает расширить исторический образ. Художник воспринимает историческое лицо как жизненно реальное, воссоздаёт его, позволяет увидеть царевну Софью, как живую, какой её можно было встретить в жизни, обуреваемую сильными страстями, ненавидящую, но лишённую возможности сражаться с братом, который обезоружил её и заточил в монастырь.


Великолепный образ Софьи,
созданный Репиным

    Репин ставит перед собой не простую задачу – показать драму личности, раскрыть трагические переживания Софьи, страшный гнев, лютую, бессильную ярость. Как передать эти чувства в наиболее ярком их выражении? На полотне всё это написано на лице Софьи. Оно словно закаменело, но брови нахмурены, глаза вытаращены, ноздри раздуты, губы сжаты. Лицо выражает грубую решительность и сильную, дерзкую волю.  Обратите внимание на судорожно скрещенные на груди руки. Вся фигура застыла, энергия и сила скованы, но весь облик Софьи внушает страх! Вон как забилась в уголок монашка, девочка-келейница, вся в черном, и лишь глазёнки сверкают. 


Монашка. Фрагмент картины


    Образ Софьи по силе родствен образу «Протодиакона». Репин отказался от идеализации. В «мужиковатости» Софьи сказалась страсть его к изображению телесного и физического, к передаче внутренней жизни. Художника увлекает внешняя экспрессия. Репина критиковали, убеждая его, что царевна, скорее всего, металась бы в тесной келье, как тигрица в клетке, а не стояла в застылой позе. Стасов, Суриков, Третьяков, Мусоргский утверждали, что Софья менее одухотворена, чем можно было бы показать. Крамской, наоборот, одобрил  картину, считая, что репинская Софья великолепна. Такою же изобразил её А.Н. Толстой в романе «Пётр I». Да иначе и не представишь. Что за бешенство в глазах! Почти сумасшедший порыв в разметавшихся волосах. Отчаянный вопль застыл за плотно сжатыми губами. Софье тесно в келье, однако ей нет выхода отсюда. Царевна стоит спиной к иконам, она не хочет больше молиться, смиряться. В мощном облике царевны выражена сила простых чувств человека XVII столетия, опередившего своё время. На столе Софьи не рукоделие, не молитвенные принадлежности, а книги, чернильница, перья, указывающие на занятия деятельного и образованного человека.
    Советую обратить внимание на лаконичность композиции. В ней господствует одна крупная и светлая фигура Софьи – всё прочее играет подсобную роль. И фигура повешенного стрельца за окном. И сжавшаяся фигурка монашки. Они нужны для того, чтобы создать сюжет, а то бы она выглядела просто монументальным портретом. Репин сдвигает фигуру Софьи от центра и даёт в небольшом повороте. Неглубокий интерьер кельи изображен с угла, и этот приём выгодно выделяет фигуру и подчеркивает её крупный масштаб. На дальнем плане арка и освещенная свечами молельня. Репин использовал приём подсветки фигуры скрытым источником света. Софья освещена слева, а не из окна, за которым висит стрелец. Окно справа. Фигура в белом платье стоит на тёмном фоне интерьера, привлекая к себе взгляд зрителя, который уже затем обращается к светлому окну. Сдвинутый стул на первом плане тоже играет сюжетную и композиционную роль, вводя фигуру главной героини в пространство интерьера. Цветовая гамма картины построена на контрасте и переходах холодных серебристых тонов парчового платья Софьи, предметов на столе, света в окне и теплых, тёмных стен кельи, красного сукна на полу, света свечей в молельне. Это сочетание двух тональностей служит передаче душевного смятения и одиночества царевны. Дневной свет дрожит, дробится, размельчается и угасает на раскрытой книге, серебряной чернильнице и подсвечнике на столе. На белом парчовом платье Софьи, наоборот, играют отблески жаркого света свечей. Репин, как истинный художник, влюблённый в материальный мир, блестяще воссоздает его на полотне, внимательно относясь к любой детали. Обратите внимание на тёмные пятна от восковых свечей на красном сукне, которым обтянут пол – они придают картине законченность и завершенность.  
    Из писем автора картины известно, что он получил удовлетворение от своей работы. Стасову Репин написал, что сделал всё так, как хотел.



      

Комментариев нет:

Отправить комментарий