воскресенье, 14 июля 2013 г.

Неизвестная красавица

    Судьба капризна, прихотлива, несправедлива. По прихоти Фортуны сегодня мы окружены блеском, а спустя десятилетия позабыты. Даже имени не остаётся потомкам. Печально. Ах, что-то сегодня Искуссница разжалобилась? Хотя, у неё есть причина. Ваша покорная слуга заглянула в Эрмитаж и встретилась там лицом к лицу с красавицей, чей портрет кисти Ивана Аргунова она сама незаслуженно забыла представить вам, милые читатели. 


Иван Аргунов.
Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье


    Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье. Этот удивительно светлый образ молодой сероглазой аристократки Иван Аргунов написал в 1760 году. Кто она? Увы, мы едва ли узнаем. С уверенностью можно только сказать, что большое место среди работ Аргунова в 1760-х годах занимали заказные портреты, в которых он должен был считаться со вкусом заказчиков. То, что было достигнуто им в интимных портретах друзей. сказалось и на характере заказных парадных изображений. В них тоже часто проскальзывало тёплое отношение живописца к модели и проявлялось высокое профессиональное мастерство. Вот и образ ясноглазой светской красавицы подкупает радостным мироощущением. Прелестница - истинная дочь своего галантного века. Кокетливое изящество было свойственно многим женским образам елизаветинской эпохи. Грациозно склоненная голова, поворот фигуры, пудреная прическа с розой, роза в корсаже, черная кружевная рюшь на шее  - то же самое отличает женские портреты другого любимца двора Елизаветы, современника Аргунова, - Пьетро Ротари. Однако Аргунов вносит в своё изображение нотки подлинной жизни. От наблюдательного мастера не укроются ни скользящая улыбка, ни открытый, лукавый взгляд. Лепка лица - сочная, кожа буквально светится, пылает румянец на щеках. Красавица будто бы сама представляется: " Я та веселонравная, которая любит только смехи и забавы". Полнокровный, женственный, грациозный образ создаёт Аргунов. Сему образу соответствует нарядный, яркий колорит портрета: сочные цвета голубого платья и красной накидки смягчаются блёклыми тонами роз, сероватой дымкой пудреных волос, приглушенными тонами тёмно-оливкового фона, придавая изысканность колориту. 
    В Эрмитаже считали "Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье" изображением Варвары Петровны Шереметевой, младшей дочери графа Петра Борисовича, вышедшей потом замуж за графа А.К. Разумовского. Однако исследователь творчества Аргунова, Т.А. Селинова, доказала, что это не так. Варвара Шереметева родилась в 1750 году, значит, во время написания портрета ей было только десять лет, что никак не соответствует возрасту изображенной дамы. Отличаются они и внешне. Неизвестная круглолица, её широко расставленные глаза - серые, отливающие синевой, а характер - это очевидно, живой, общительный и бойкий. А вот Варенька Шереметева - та была очень застенчива и робка нравом. Сильно отличается и внешность. Глаза - карие, посаженные близко к носу, лицо продолговатое. В кого она пошла? Уж явно не в мать, прозванную в юности "тигрицей". Наверно, в дедушку князя Черкасского, который был вечно молчащим "телом" кабинета министров времён Анны Иоанновны. Привожу здесь портрет Варвары Шереметевой, который ранее уже публиковался на страницах моего блога.


Иван Аргунов. 
Портрет Варвары Петровны Шереметевой

    Ангел Варенька отличалась бесхарактерностью и покорностью. Когда её супружеская жизнь не заладилась, то её муженёк, племянник фаворита императрицы Елизаветы, характером задавшийся отнюдь не в очаровательного своего дядю, но человек черствый, сухой и деспотичный, надумал с нею расстаться и отобрать у неё детей. Он просто приказал ей убраться из собственного дома, и она, наивная и бесхитростная, безропотно ему подчинилась. 
    Правда, в обоих этих изысканных портретах есть и сходство - великолепное понимание Аргуновым стиля рококо. Они принадлежат одному мастеру и созданы были в одной манере. 
    "Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье" имеет свою, захватывающую историю. Ведь многие произведения искусства переживали приключения, как и люди.  До 1919 года "Неизвестная" Аргунова мирно  пребывала в собрании В.Н. Аргутинского-Долгорукого, а потом оказалась в Государственном Русском музее. В 1941 году она отправилась на выставку в Крым, в город Алупку, откуда, во время оккупации немецко-фашистскими войсками Крыма, её вывезли в Германию. Только в 1947 году портрет нашли в Германии и отправили сначала в Центральное хранилище музейных фондов в городе Пушкине под Ленинградом, а оттуда передали в Эрмитаж. 
    Не исключено, что таинственная лёгкая улыбка елизаветинской красавицы, её тайна, до сих пор дразнит разум ученых искусствоведов. 
    













Комментариев нет:

Отправить комментарий