В.В. Верещагин |
Этим небольшим очерком Искусница отдаёт дань
памяти своего великого земляка.
Будущий художник родился 14(26) октября
1842 года в уездном городе Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодская
область).
Могли ли предполагать родители, состоятельные помещики, что их второй сын проживёт жизнь, полную титанического труда и приключений. Следуя по стопам своих благородных потомков, Василий должен был стать блестящим морским офицером, однако он пошел, вопреки всему, чтобы последовать за капризной музой. Он стал художником батального жанра, но и здесь двигался исключительно вопреки принятому канону. Полотна Верещагина не прославляют царей и полководцев, они повествуют о тяжком пути простого труженика солдата, реках крови, миллионах загубленных человеческих жизней. Он посвятил всё своё творчество борьбе против милитаризма и войны. Сам участник трёх войн, художник создал большие серии полотен, обозначивших коренной поворот в мировой батальной живописи, открывших новые возможности искусства, борющегося за гуманизм.
Дом-музей Верещагиных в г. Череповце |
Могли ли предполагать родители, состоятельные помещики, что их второй сын проживёт жизнь, полную титанического труда и приключений. Следуя по стопам своих благородных потомков, Василий должен был стать блестящим морским офицером, однако он пошел, вопреки всему, чтобы последовать за капризной музой. Он стал художником батального жанра, но и здесь двигался исключительно вопреки принятому канону. Полотна Верещагина не прославляют царей и полководцев, они повествуют о тяжком пути простого труженика солдата, реках крови, миллионах загубленных человеческих жизней. Он посвятил всё своё творчество борьбе против милитаризма и войны. Сам участник трёх войн, художник создал большие серии полотен, обозначивших коренной поворот в мировой батальной живописи, открывших новые возможности искусства, борющегося за гуманизм.
«Передо мною, как перед художником, война, и её я бью, сколько у
меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары – это другой вопрос,
вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады». - Так определил Василий
Верещагин свою творческую задачу.
На раме картины «Апофеоз войны» художник
оставил посвящение: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и
будущим».
"Апофеоз войны" |
Перед зрителем – гора
черепов на фоне сожженного города. Такие ужасные свидетельства оставлял за
собой средневековый завоеватель Тамерлан. Полотно это знакомо каждому со
школьных учебников. По словам художественного критика-демократа Владимира
Васильевича Стасова, друга и советника Верещагина «Здесь дело не в том только,
с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую прожженную
степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими
ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто
более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская
виртуозность красок: это – глубокое чувство историка и судьи человечества… В
Туркестане Верещагин насмотрелся на смерти и трупы; но он не огрубел и не
притупел, чувство не потухло в нем, как у большинства имеющих дело с войною и убийствами:
у него сострадание и человеколюбие только выросли и пошли в глубину и ширину.
Он не об отдельных людях стал жалеть, а посмотрел на человечество и идущую в
глубь веков историю – и сердце наполнилось у него желчью и негодованием. Что
Тамерлан, которого все считают извергом и позором человечества, что новая
Европа… это всё то же!». Вот почему оставляет Верещагин на раме картины своё
посвящение всем, кто развязывает кровавые бойни, и кто ещё развяжет! Люди,
будьте бдительны! Будьте же милосердны!
Тяга к странствиям и живому непосредственному
участию в событиях, влекли Верещагина на театр войны. В 1867 – 1869 г .г. он добровольцем
участвовал в Туркестанских походах и за личную храбрость был награжден
Георгиевским крестом. Итогом участия в боевых действиях стала «Туркестанская
серия» картин, в которой – страшная правда войны: кровь, отрубленные головы,
убитые и раненые русские солдаты.
"Смертельно раненый" |
Большую серию «Варвары»
сам Верещагин называл «героической поэмой». В ней, как в кинематографе,
которого тогда ещё не существовало, художник показывает развитие событий, шаг
за шагом, от сцены к сцене. Зритель, как по кадрам, прослеживает по картинам ход
операции от начала и до трагического завершения.
"Выслеживают |
"Атакуют врасплох" |
"Окружили - преследуют" |
"Представляют трофеи" |
"Торжествуют" |
При жизни Верещагина, его картины
пользовались оглушительным успехом, как в России, так и за рубежом. Он умел и
любил устраивать свои персональные выставки, тратя на это значительные
средства. Для того. Чтобы лучше представить свои полотна, он декорировал стены
бордовым бархатом. Умел с помощью освещения добиться поразительного эффекта,
используя электрические лампочки – изобретение ученого Яблочкова. Рядом с
картинами выставлялись экзотические восточные экспонаты, приобретенные в
поездках. Вся жизнь и все средства художника посвящались единственной цели –
служению искусству. Нередко приходилось Верещагину отстаивать свой новаторский
подход к творчеству, выносить нападки со стороны недругов, отбиваться от
критики, бороться за своё доброе имя, когда ретрограды не верили, что одному
человеку можно создать такое количество произведений. Верещагина подозревали в
использовании «рабской силы». На его защиту всегда бросался друг – пылкий и
мужественный Стасов.
В 1874 году, исчерпав туркестанскую тему и
с целью удалиться от недоброжелательной критики, Верещагин на два года уезжает
в Индию. Эту загадочную страну художник изъездил вдоль и поперёк. С дотошностью
кропотливого ученого изучая природу, историю и обычаи. Он бесстрашно поднимался
высоко в горы, желая написать с натуры ледники, только чудом не замерзая. Он
задыхался от тропической жары и отбивался от диких хищников. Страдал от
тропической лихорадки. В эти годы верной и бесстрашной спутницей художника была
его юная жена Елизавета Кондратьевна, на которой он женился, работая в Мюнхене.
Впечатления от поездки в Индию отразились в многочисленных этюдах и картинах.
"В индийском храме" |
"Всадник и воин в Индии" |
Для работы над большими полотнами Верещагин
приобрёл, и оборудовал себе мастерскую под Парижем, состоящую из двух помещений:
зимнего. Длиной 25 метров и летнего. Круглого. Вращающегося по рельсам, чтобы
как можно дольше использовать солнечное освещение. Для чего он покинул родину и
работал за границей? Он хотел жить и работать в России, и писал об этом Стасову
и друзьям! Но с горечью там же и восклицал: «Батюшки мои, да мыслимо ли
тут жить и работать? Тут надобно только уметь отмалчиваться…» А вот это он не
умел и не хотел делать. Совершенно не терпел никакого диктата. Ушёл из Академии
художеств. Отказался от звания профессора Академии. Понятие свободы связывал с
чувством независимости.
« …Я оставил Париж и работы мои не для того
только, чтобы высмотреть и воспроизвести тот или другой эпизод войны, а для
того, чтобы быть ближе к дикому и безобразному делу избиения; не для того,
чтобы рисовать, а для того, чтобы смотреть, чувствовать, изучать людей» -
объясняет своё стремление художник.
В.В. Верещагин перед поездкой на Балканы |
В апреле 1877 года Верещагин выехал к
армии, где был причислен к составу адъютантов главнокомандующего М. Скобелева,
без права на казенное содержание. Это давало художнику желаемую свободу
действий. И он снова рисковал головой. Получил ранение, но продвигался дорогами
войны с поразительной настойчивостью и упорством. Верещагин, переходя с армией Скобелева, зимой, через Балканы, хладнокровно делал зарисовки во время боёв,
вглядывался в лица измученных солдат, убитых женщин, осиротевших детей.
"Перед атакой под Плевной" |
"Панихида" |
После Балканской серии Верещагину снова
потребовалось сменить обстановку. Он во второй раз отправился в Индию, затем
посетил Ближний восток. После этих поездок родилась «Трилогия казней», а также
цикл картина на евангельские сюжеты.
"Распятие на кресте у римлян" |
И вот, удовлетворив жажду
впечатлений, он возвращается в Россию, душа рвётся на Родину. Верещагин совершает
поездки по старинным русским городам, пишет серые деревенские избы, церкви с
тёмными иконостасами, родные русские лики крестьян, которых встречает по
дороге.
"Крестьянки. Перед исповедью" |
Созданные полотна, вместе с «Трилогией
казней» и палестинскими сюжетами, Верещагин показал на парижской выставке, а затем в Нью-Йорке. Он отправился туда одиноким, незадолго перед этим
расставшись с супругой. В поисках музыканта, который бы сопровождал
демонстрацию картин музыкой, Василий Васильевич встретил молодую талантливую
пианистку Лидию Васильевну Андреевскую. После успешного показа выставки,
которая с триумфом три года путешествовала по городам Америки, Лидия Васильевна
стала женой художника.
Снова семейный человек, Верещагин вернулся
в Россию, чтобы работать над новой серией картин, посвященной
наполеоновскому нашествию 1812 года. В глухом углу Подмосковья художник взял в
аренду участок земли, на которой и выстроил дом с мастерской.
Дом в Нижних Котлах |
Мастерская в Нижних Котлах |
Он любил работать
в полной тишине, не выносил, если ему мешали. «Москва, за Серпуховской
заставой. Деревня Нижние Котлы» - таков новый адрес Верещагина. Несмотря на
глухую местность, новый дом стоял на высоком берегу Москвы-реки, откуда
можно было созерцать Кремль. Художник всегда имел при себе пистолет, а дворник
по ночам обходил усадьбу с ружьем. В громадном зимнем помещении мастерской полы
были застелены персидскими и индийскими коврами, по стенам развешено
огнестрельное и экзотическое холодное оружие. Стена, выходящая в сад, сделана
целиком из стекла. Прямо в сад приходили натурщики: солдаты в старинных
мундирах с пушками, и Верещагин писал их с натуры. Так он запечатлел почти всю
историю наполеоновского нашествия, начиная с Бородинского сражения и кончая
позорным бегством французов.
"Наполеон на Бородинском поле" |
"Конец Бородинского боя" |
"В Кремле пожар" "Наполеон и Лористон. Мир, во что бы то ни стало!" |
"На этапе. Дурные вести" |
"Зимний" портрет Наполеона |
"На большой дороге. Отступление, бегство..." |
"Партизаны. Не замай - дай подойти!" |
"Конец великой армии" |
С этими полотнами Верещагин объездил
полмира: Санкт-Петербург, Варшава, Рига. Вильно, Гельсингфорс, Париж. Берлин,
Дрезден, Лейпциг, Вена. Прага. Будапешт, Копенгаген и снова Америка. Везде
толпы зрителей рвались на эти выставки, случалось, разбивала окна, сносила
двери! Оглушительный триумф! В 1901 году Верещагина выдвигали на Нобелевскую
премию.
В конце 1900-х годов Василия Васильевича
опять потянуло в экзотические страны. Он съездил на Филиппины, попав к самому
концу испано-американской войны. Его впечатления снова воплотились в правдивые
замечательные полотна. Такие, как серия о военном госпитале – безыскусный
рассказ о последних минутах тяжелораненого солдата.
"Письмо к матери" |
"Письмо осталось неоконченным" |
И снова прошли выставки в США, затем
поездка на Кубу, встреча с будущим президентом Америки Теодором Рузвельтом.
В 1903 году Верещагин отправился в Японию.
Его давно интересовала островная страна. И он вернулся с массой этюдов и
любопытных экспонатов.
"Японка" |
Василий Васильевич вернулся домой из Японии
в конце ноября 1903 года, а в марте 1904-го – он снова там! 9 февраля 1904 года
Россия вступила в войну с Японией, которая без объявления напала на русский
флот, и Верещагин рвался в самый котёл. Он хотел запечатлеть на холсте всё,
увиденное собственными глазами. Но сначала было тяжелое расставание с семьёй
уже пожилого, 62-летнего художника. Его сын, тоже Василий Васильевич, в своей
книге об отце, вспоминает: «… День отъезда отца на Дальний Восток был назначен
на 28 февраля… Рано утром 28 февраля отец встал, напился чаю, позавтракал, простился
с каждым из служащих в усадьбе, а потом прощался с матерью… Она была в таком
ужасном состоянии, что уже не владела своими нервами и осталась в своей
комнате. Отец встретил нас у дверей, поздоровался и молча прошёл с нами к
широкому низкому плюшевому креслу… Он сел, а мы… прилепились к нему… Отец был…
крайне взволнован и только молча прижимал нас к себе и нежно гладил по голове…
Потом отец крепко обнял и поцеловал каждого из нас… быстро оделся, и мы
слышали, как хлопнула дверь парадного входа… Вдруг мы услышали быстрые шаги отца…
Отец стоял на пороге, лицо его выражало страшное волнение, а глаза, в которых
явно блестели слёзы, он быстро переводил с одного из нас на другого.
Продолжалось это не более одной или двух секунд, после чего он резко повернулся
и вышел. То были последние мгновения, в течение которых мы его видели».
Старая кухарка, наблюдавшая эту сцену,
покачала головой и про себя вымолвила: «Вернулся! Ох, нехорошо это! Не быть
добру!»
В.В. Верещагин. Перед последней поездкой |
Жена Лидия Васильевна и дети |
В марте в Порт-Артуре Василий Васильевич
встретился с адмиралом С.О. Макаровым, с которым был хорошо знаком. Верещагин
снова был бодр, энергия била ключом, и он принялся осматривать и
зарисовывать русские корабли и матросов, принимать участие в военных операциях.
31 марта художник вместе с адмиралом
Макаровым вышел на броненосце «Петропавловск» к месту гибели миноносца
«Страшный», который вместе с другим судном «Баян» столкнулся той ночью с
несколькими японскими крейсерами и был потоплен в неравном бою. Адмирал
уговаривал Верещагина остаться, но тот отказался, впрочем, как и всегда. Не
получив никаких сведений от миноносцев, Макаров принял решение идти на
сближение с противником. «Петропавловск» в сопровождении других кораблей, вышел
на рейд в 7 часов 15 минут утра. В 8 часов 40 минут показалась эскадра
противника. Но враг выжидал, уклонялся от крупного сражения и стремился
заманить русских подальше в море. Разгадав этот замысел, адмирал Макаров счел
бессмысленным начинать бой на невыгодных условиях. В этот момент на горизонте показались
основные силы японцев. Макаров решил отойти на внешний рейд Порт-Артура, под
прикрытие береговых батарей. И вдруг! Во время этого маневра, в 9 часов 43
минуты, в двух километрах от берега, в районе Электрического утёса, у правого
борта «Петропавловска», раздался взрыв! Громадный, в два раза выше корабля,
столб черно-бурого дыма и пламени взвился в небо. Затем, под мостиком,
прогремел ещё врыв. А за ним – ещё и ещё! Это взрывались торпедный погреб,
склад снарядов и паровые котлы. Из середины корабля вырвалась масса огня с
желто-зелёным и бурым дымом. Фок-мачта обрушилась на мостик! Всё это случилось
за полторы минуты! В 9 часов 45 минут «Петропавловск» начал уходить под воду.
Гигантская махина скрылась в пучине, унеся с собой более 600 человек, среди
которых были адмирал и художник!
Как настоящий воин покинул строй гигантов
русской живописи Василий Васильевич Верещагин, не покидая поста, с карандашом и
блокнотом в руках. Осталась ненаписанной новая значительная серия картин о
русско-японской войне и. вероятно, книга воспоминаний. Великий художник был
также и замечательным писателем. Чудом спасшийся командир «Петропавловска»
капитан Яковлев и другие, оставшиеся в живых, матросы, впоследствии вспоминали,
что за секунду до взрыва видели Василия Васильевича на палубе, в распахнутом
пальто, с развевающейся бородою, быстро набрасывавшим в блокноте панораму боя.
« Я всю свою жизнь горячо любил солнце, и хотел писать солнце, и, после
того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался,
что могу посвятить себя солнцу, но я был ещё молод тогда… Теперь и борода моя
поседела, и волосы поредели, а я всё ещё не покончил с войной: призрак войны
всё ещё заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то
я должен красть время у самого себя… Но фурия войны снова и снова преследует
меня…» - так и в конце жизни признавался великий гуманист и борец против войны
и милитаризма.
Время не властно над его картинами, фурия
войны продолжает носиться над планетой, и хочется закончить этот рассказ о великом
баталисте словами великого поэта А.С. Пушкина: «Не может быть, чтобы людям со
временем не стала ясна смешная жестокость войны».
Фотографии взяты из интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий