К.П. Брюллов
Автопортрет
1848
В июне 1848 года, работая в Петербурге над росписью купола Исаакиевского собора, Карл Павлович заболел. Сосояние его здоровья настолько ухудшилось, что он подал прошение в комиссию по строительству: "Работать в куполе, где свет получался сквозь леса снизу, было темно. Сквозной ветер был главной причиной расстройства здоровья моего при работе в куполе... Простуда, ревматизм, переходящий из места в место и павший на сердце, произвели воспаление, и следствием этого была моя опасная болезнь. продолжительная и ужасная..." Последний «Автопортрет» в красном вольтеровском кресле, верхней частью гармонично вписанный в полуовал, Брюллов выполнил
всего за два часа. Только что поднявшись после болезни, художник сел в кресло, напротив зеркала и попросил учеников принести ему мольберт и палитру. Интенсивность его работы потрясла друзей и, по их просьбе, Брюллов не стал доводить его до обычной
живописной завершенности. В итоге русское искусство обогатилось настоящим
шедевром позднего романтизма, оценённого современниками как «исповедь сына
века». Художник изобразил себя в расслабленной позе. Нервная кисть руки с тонкими пальцами, опущенная с подлокотника кресла, усиливает ощущение перенесенной болезни. Ореол светло-русых волос на фоне красной подушки, оттеняет желтоватую кожу лица, но искра вдохновения жива в тёмных глазах. Брюллов думает о прошедшей жизни, сам сравнивая себя со свечей, "которую жгли с двух сторон". Горечь разочарований, неостывшее воодушевление, увлеченность красотой
мира, тревога, болезнь сплетаются в противоречивом единстве и отражаются в
грустных глазах Мастера. Быстротечно всё земное. Вечно живёт только
запечатленная красота, останавливая мгновение. Брюллова можно назвать
счастливцем, которому при жизни поклонялись
люди, если бы не суть его характера, нелёгкого, как у любого гения, к
концу жизни уверившегося в собственной нереализованности. За четыре года до
смерти неизлечимо больной художник изобразил себя разочарованным, уставшим,
хотя и не утратившим вдохновения. «Автопортрет» исполнен с необыкновенной
свободой и артистизмом. Это одновременно и последнее замечательное творение
русского романтизма и одна из вершин идущего на смену реализма. И невольно возникает
вопрос о возможности такого сочетания. Не может быть! Однако, может!
Романтическая вдохновенность большого мастера и нежелание его подчиняться
нормам привычного искусства составляют суть характера самого Брюллова. Последний
автопортрет правдив и искренен.
Художнику были отпущены ещё четыре года жизни, наполненные вдохновенным трудом до самого конца. Он уедет из Петербурга на остров Мадейра, где продолжит писать портреты, затем посетит Испанию и закончит свои дни близ Рима, в местечке Манциана. Его могила на римском кладбище Тестаччо.
Этот небольшой очерк хочется завершить словами художественного критика Владимира Васильевича Стасова: "Мы все помним лицо Брюллова после болезни... в портрете, который он набросал в Петербурге в первый день своего выздоровления, и до которого его упросили все друзья не дотрагиваться больше, - так набросал он эту первую подмалевку!"
Художнику были отпущены ещё четыре года жизни, наполненные вдохновенным трудом до самого конца. Он уедет из Петербурга на остров Мадейра, где продолжит писать портреты, затем посетит Испанию и закончит свои дни близ Рима, в местечке Манциана. Его могила на римском кладбище Тестаччо.
Этот небольшой очерк хочется завершить словами художественного критика Владимира Васильевича Стасова: "Мы все помним лицо Брюллова после болезни... в портрете, который он набросал в Петербурге в первый день своего выздоровления, и до которого его упросили все друзья не дотрагиваться больше, - так набросал он эту первую подмалевку!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий