суббота, 11 октября 2014 г.

Последний автопортрет - творческое завещание Брюллова



К.П. Брюллов 
Автопортрет
1848

    В июне 1848 года, работая в Петербурге над росписью купола Исаакиевского собора, Карл Павлович заболел. Сосояние его здоровья настолько ухудшилось, что он подал прошение в комиссию по строительству: "Работать в куполе, где свет получался сквозь леса снизу, было темно. Сквозной ветер был главной причиной расстройства здоровья моего при работе в куполе... Простуда, ревматизм, переходящий из места в место и павший на сердце, произвели воспаление, и следствием этого была моя опасная болезнь. продолжительная и ужасная..." Последний «Автопортрет» в красном вольтеровском кресле, верхней частью гармонично вписанный в полуовал, Брюллов выполнил всего за два часа. Только что поднявшись после болезни, художник сел в кресло, напротив зеркала и попросил учеников принести ему мольберт и палитру. Интенсивность его работы потрясла друзей и, по их просьбе, Брюллов не стал доводить его до обычной живописной завершенности. В итоге русское искусство обогатилось настоящим шедевром позднего романтизма, оценённого современниками как «исповедь сына века». Художник изобразил себя в расслабленной позе. Нервная кисть руки с тонкими пальцами, опущенная с подлокотника кресла, усиливает ощущение перенесенной болезни. Ореол светло-русых волос на фоне красной подушки, оттеняет желтоватую кожу лица, но искра вдохновения жива в тёмных глазах. Брюллов думает о прошедшей жизни, сам сравнивая себя со свечей, "которую жгли с двух сторон". Горечь разочарований, неостывшее воодушевление, увлеченность красотой мира, тревога, болезнь сплетаются в противоречивом единстве и отражаются в грустных глазах Мастера. Быстротечно всё земное. Вечно живёт только запечатленная красота, останавливая мгновение. Брюллова можно назвать счастливцем, которому при жизни поклонялись  люди, если бы не суть его характера, нелёгкого, как у любого гения, к концу жизни уверившегося в собственной нереализованности. За четыре года до смерти неизлечимо больной художник изобразил себя разочарованным, уставшим, хотя и не утратившим вдохновения. «Автопортрет» исполнен с необыкновенной свободой и артистизмом. Это одновременно и последнее замечательное творение русского романтизма и одна из вершин идущего на смену реализма. И невольно возникает вопрос о возможности такого сочетания. Не может быть! Однако, может! Романтическая вдохновенность большого мастера и нежелание его подчиняться нормам привычного искусства составляют суть характера самого Брюллова. Последний автопортрет правдив и искренен.
    Художнику были отпущены ещё четыре года жизни, наполненные вдохновенным трудом до самого конца. Он уедет из Петербурга на остров Мадейра, где продолжит писать портреты, затем посетит Испанию и закончит свои дни близ Рима, в местечке Манциана. Его могила на римском кладбище Тестаччо. 

    Этот небольшой очерк хочется завершить словами художественного критика Владимира Васильевича Стасова: "Мы все помним лицо Брюллова после болезни... в портрете, который он набросал в Петербурге в первый день своего выздоровления, и до которого его упросили все друзья не дотрагиваться больше, - так набросал он эту первую подмалевку!"


Комментариев нет:

Отправить комментарий