четверг, 27 марта 2014 г.

И. Е. Репин. Первый в ряду гигантов

К 170-летию со дня рождения И.Е. Репина
(род. 24.07.1844 г – ум. 9.03. 1930 г.)



   

И.Е. Репин
Автопортрет
    «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы не развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно всегда и везде в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, - лучшие часы в моей жизни. И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – всё в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни, -
так откровенно рассказывал о себе художник Илья Ефимович Репин. Это ли не образец беззаветной преданности искусству?

    Никто из русских художников XIX века не был овеян такой славой, как Илья Ефимович Репин. Вне сомнения, он - первый в ряду выдающихся художников-реалистов, как Лев Толстой – писателей. Талант Репина велик и многообразен: жанрист, портретист, исторический живописец реалистического направления. Член «Товарищества передвижных художественных выставок». Профессор живописи (1893 г.), действительный член Санкт-Петербургской Академии художеств. Обладатель почётных наград: золотой медали «За экспрессию» имени Виже-Лебрен за картину «Бурлаки на Волге» (1873 г.); памятной золотой медали и диплома «За особые труды и заслуги на поприще живописи и искусства» за портрет Е.Н. Корева на Всемирной выставке в Сен-Луисе в Америке. И.Е. Репин автор воспоминаний «Далёкое близкое», написанных в 1915 году, изданных в 1937 году, через семь лет после смерти.

Рождение мастера

     Репин увидел свет в украинском местечке Чугуеве, что на харьковщине, 24 июля 1844 года. «Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное – ниже поселян считались разве что крепостные» - вспоминал позднее художник. Отец, Ефим Васильевич Репин, служил фуражистом и квартирмейстером в кавалерийском полку, торговал лошадьми. Мать, Татьяна Степановна, вела хозяйство и воспитывала детей. По прошествии многих лет, Репин с отвращением вспоминал жизнь в военном поселении, «аракчеевщину», шагистику, шпицрутены. Всё это происходило в обыденной обстановке и эти эпизоды сыграли большую роль в стойкости его демократических убеждений. Илюша рос любознательным и способным мальчуганом. Больше всего на свете его тянуло рисовать, или вырезать фигурки из бумаги. Будучи взрослым, он вспоминал, что у него лучше всего выходили кони, а у сестры Усти, рано умершей, «бабы в шубах». В семь лет двоюродный брат подарил ему набор красок, и он с таким рвением занялся рисованием, что у него стала идти носом кровь. Тогда родители испугались, думали, что не выживет, но Илья выздоровел и снова схватился за свои краски и больше с ними не расставался. В школе Илье учиться не пришлось. Грамоте его учил сельский пономарь, арифметике – дьячок. Сын военного поселенца, Илья поступил в военную школу на отделение топографии, но оно вскоре было закрыто, и отец, в 1858 году, определил мальчика в ученики к иконописцу Бунакову. Конечно, по настоятельной просьбе сына, горевшего желанием учиться рисовать. Почти четыре года Илья проработал в артели иконописцев, быстро освоив сложную технику росписи. Исполняя образы святых, он давал волю воображению, и священники одобряли его работы. Прихожанам нравились яркие краски, выразительные лики. Особенно удалась юному художнику «Мария Магдалина» - особенно удались заплаканные глаза мученицы. Юного живописца завалили заказами на росписи церквей, на иконы и портреты, и к 19 годам он стал признанным мастером в родном местечке.
   Однако Илья Репин мечтал о большем – о столичном городе Петербурге, императорской Академии художеств. Мечта рискованная, дорога впереди ждала крутая, но кто не рискует – остаётся безвестным. В 1863 году Илья решил ехать в Петербург, штурмовать Академию художеств, скопив 100 рублей от своих заработков. Но поступить в Академию с первой попытки ему не удалось, поскольку он не знал классического рисунка. По совету архитектора Петрова, у которого он снимал комнату, Репин поступил в вечернюю рисовальную школу на Бирже, где преподавал Н.Н. Крамской. Днём Илья метался по городу в поисках заработков, а вечером осваивал классический рисунок. Вскоре Крамской заметил талантливого юношу, и с этих пор началась их дружба. Следует уточнить, что, появившись в 1863 году в столице, Репин хотя и не стал свидетелем, но пот свежим следам и из первых уст, самого Крамского, узнал о бунте в стенах Академии художеств, когда 14 воспитанников, шедших на Большую золотую медаль, бросили вызов академическим профессорам, отстаивая право художников следовать жизненной правде. Выйдя из Академии, они основали Артель свободных художников, коммуну по примеру романа Чернышевского «Что делать?» В недалёком будущем он тесно свяжет свою творческую судьбу с группой молодых протестантов и возглавит вместе с ними реалистическое движение в русской живописи. В следующем году, получив первый номер в школе, Репин успешно справился с экзаменом в Академию и был зачислен вольнослушателем. Чтобы внести за первый год обучения 25 рублей, ему пришлось поклониться меценату генералу Прянишникову, и тот помог бедному юноше. Одна ступень была преодолена, и в конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» Репин получил высшую оценку и стал студентом Академии художеств. Одновременно с учебой Репин продолжал посещать вечера у Крамского, где собирались члены Артели, и где формировались его взгляды на современное искусство.
    В Академии Репин с упорством изучал общеобразовательные науки, догоняя «интеллектуальных богачей». Его товарищами по учебе были В. Поленов, М. Антокольский, А. Шевцов, Н. Мурашко, помогавшие ему в поиске заказов, чтобы прожить в столице. Ещё через год и восемь месяцев, Репин получил Малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» (1865 г.). Это была высокая ступень вверх для сына военного поселенца. Он освободился от податного сословия, получил звание художника и больше не платил за обучение.
    Правда, с наставниками Репину не повезло, ими были мастера отжившего, академического, искусства. Он учился у салонного портретиста Неффа, писавшего слащавые сцены с обнаженными нимфами в гроте, или красавицами, ряжеными под боярышень. Ректор Академии Бруни рекомендовал студентам для компоновки сюжета вырезать бумажные фигурки и двигать их по холсту, пока они не «утрясутся» в подходящую композицию. Илья Репин с юности горячо полемизировал с таким формалистическим подходом к искусству и предпочитал советоваться с Крамским. Ближайшим другом и советником Репина в скором времени, стал художественный критик-демократ В.В. Стасов. Равняясь на реалистическое творчество В.Г. Перова, Репин, хоть и успешно работал над заданиями над библейскими сюжетами, и упорно искал собственную тему. Живописные и графические работы, созданные Репиным в годы учебы могут создать впечатление некоторого раздвоения в его творчестве. Как ученик, он старательно выполнял обязательную программу, по сюжетам очень далёкую от реальности, одновременно создавая правдивые бытовые сцены из повседневной жизни и портреты близких ему людей. Эти работы, красноречиво свидетельствующие о большом таланте, мастерстве и любви к людям, можно отнести к так называемому "домашнему жанру". Вот некоторые из них.



"Приготовление к экзаменам"

Портрет Веры Шевцовой,
будущей жены Репина. 

Портрет брата

    Однажды погожим днём 1868 года, во время прогулки по реке Неве, Репин впервые увидел бурлаков. Молодого живописца до глубины души поразили измученные лица и непокорные взгляды мужиков, каторжным трудом доведённых до положения тягловой скотины. Репин буквально заболел сюжетом, и задумал сложную композицию на контрастных тонах – измождённые фигуры бурлаков на фоне гуляющих прохожих в яркий, солнечный день. Каникулы 1870 года он провёл на Волге с другом, пейзажистом Ф. Васильевым, написал множество этюдов и… отказался от «назидания» в картине. Любопытно, что привезённые в Петербург этюды, разбросанные по полу конференц-зала Академии, были замечены Великим князем Владимиром, и он пожелал купить будущую картину. Но впереди у Репина был конкурс на Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Пришлось браться за библейские сюжеты. В 1869 году Репин создал картину "Иов и его друзья", на которой изобразил страдающего праведника, испытуемого сатаной с дозволения бога. 



"Иов и его друзья"
Репин стремится к правде, изображая лишенного богатства, детей и здоровья (заболевшего проказой) ни в чем не повинного, Иова, который страдает со словами "Господь дал, господь взял, благословенно имя Господне". Пришедшие навестить Иова друзья его учат: "Если всякое страдание есть налагаемое богом наказание, то он должен умозаключить от своего страдания к своей виновности". Иов же возражает: "Или вы для бога будете лгать и неправду возвещать". Ибо он не грешен, а страдание посылается богом не как кара, а как средство духовного пробуждения. В конце концов, несчастный испытуемый был сторицей вознагражден - богатством, другими детьми и долгой жизнью. 

    В 1871 году он исполнил полотно «Вскрешение дочери Иаира» и завершил обучение в Академии художеств. Картина получила высокую оценку, а Репин - Большую золотую медаль вместе с правом на заграничную поездку.


"Воскрешение дочери Иаира"

   «Воскрешение дочери Иаира» - несомненно, шедевр молодого Репина. Он исполнил этот сюжет в паре с «однокашником» Василием Поленовым, по мнению некоторых искусствоведов, они равны по силе и таланту, и трудно отдать пальму первенства кому-то одному из начинающих живописцев. У Поленова девочка уже воскресла и смотрит на Христа с удивлением и испугом, чудо свершилось, у Репина  Христос только приблизился к покойнице, и все участники сцены стоят, замерев в надежде и ожидании…
   Очередной библейский сюжет не просто давался Илье Репину, он долго раздумывал, как подойти к теме, в принципе, чуждой ему, пока детская память не пришла ему на помощь, воскресив детские впечатления, картины смерти и похорон любимой старшей сестры Усти, умершей подростком. Он представил себе, как к ним домой входили прощаться люди, как стояли родители, убитые горем. Воображение художника и породило образ Христа, молодого, просто одетого путешественника, который вошёл бы к ним в эту трагическую минуту, приблизился к сестрёнке, лежащей на смертном одре, взял за руку и вернул к жизни. После четырёх месяцев бесплодных исканий Илья написал картину за несколько дней.
   Сюжет картины «Воскрешение дочери Иаира» взят из Евангелия от Марка, и относится к тем временам, когда Христос ходил по земле, творя чудеса, исцеляя и воскрешая людей.

    «Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к нему множество народа. Он был у моря. И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир и, увидев Его, падает к ногам Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошёл к ним.
Евангелие от Марка

    Репин изобразил Иисуса Христа, явившегося в дом Иаира. Все члены семьи, отец и мать девушки, замерли в ожидании чуда. На их лицах – удивление, в глазах – испуг и, одновременно, томительная надежда. Вполне жизненная сцена. Особенно хорошо поставлено освещение. Христос и девушка ярко освещены канделябром, стоящим в головах покойницы, остальные фигуры находятся в тени. Затенённость интерьера в глубине и справа, создаёт атмосферу тишины и вызывает ощущение глубокой скорби и, в тоже время, ожидания. Игра света направляет взгляд зрителя на Христа. Его лицо выражает спокойствие мудреца перед величием происходящего. Руки Христа – с напрягшимися жилами – это руки простого человека. Жест и прост и торжественен. Девушка изображена, будто спящая. Вспомните сказку о спящей царевне. Всё просто и одновременно загадочно – и дом, и люди.


Фрагмент картины: Иисус Христос и дочь Иаира.
Спокойствие мудреца перед величием происходящего


Фрагмент картины:
светильник

    Прекрасен образ старика Иаира. Скорбная красота старости удалась молодому живописцу, вероятно, навеянная ему образами Рембрандта, картины которого часто копировал Репин.
    Гамма красок картины тоже удивительно гармонична. Цветовые пятна звучат, иного определения не подберёшь – возвышенно и величаво. Страстный любитель музыки, Репин создавал полотно, находясь под впечатлением «Лунной сонаты» Бетховена.
    Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира» хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Картина – таинственная, загадочная – в духе драматической сцены.

      На этой ноте Искусница заканчивает первую историю о великом Репине. Конечно, не просто всесторонне рассказать о биографии, личности и творчестве такого мастера… но автор надеется, что его читатель хотя бы захочет лично продолжить знакомство с его произведениями в музеях и библиотеках.

    Жителей города Череповца и гостей города милости просим в отдел Искусства ЦДЮБ, что на улице Архангельской, 7 

Комментариев нет:

Отправить комментарий