понедельник, 21 октября 2013 г.

Ян ван Эйк. Мастер божественной красоты

   
Ян ван Эйк
Луккская мадонна
    Между 1390 – 1400 годами в небольшом городе Маасэйке на реке Маас, а, может быть, в самой столице провинции Нидерландов Лимбург - Маастрихте,  в мир явился художник, который впервые не стремился противопоставить грешную землю горним высям, как было принято в средневековом искусстве. В алтарных образах Яна ван Эйка мир полон сиянием божественной красоты. Первые люди и первые грешники поставлены в один ряд с Богом, все персонажи полны чувства собственного достоинства, а сочные краски сияют подобно россыпи самоцветов. Воистину, пир для очей, омовение для души равным образом для людей позднего средневековья и ныне живущих. Многие гуманисты эпохи Возрождения восхищались творениями Яна ван Эйка, признавая не только живописный талант, но и образованность, не обычную для нидерландского художника. Отец Рафаэля, Джованни Санти, возносил хвалу только двум мастерам из Брюгге - «великому Иоанну» и Рогиру ван дер Вейдену: «Их искусство и умение использовать краску столь велики, что они порой превосходят само естество». Однако позднее пришло долгое забвение и только в эпоху романтизма с его интересом к средневековью, Яна ван Эйка открывают вновь. В 20-х годах 19 века появляются первые исследования, происходит научное осмысление творчества художника, по крупицам собираются сведения о его творчестве, но до сих пор биография этой звезды первой величины полна белых пятен.
    Первые упоминания о Яне ван Эйке относятся к 1422 году. Он уже известный, почитаемый мастер на службе у графа Голландии, Зеландии и Геннегау Иоанна Баварского.  После смерти герцога Иоанна в 1425 году художник переезжает в Брюгге, а оттуда в Лилль, где поступает ко двору Филиппа Доброго, которому и служит в течение последних 16 лет своей жизни. Несомненно, он становится любимым художником герцога, который ценит не только его живописный талант, но даёт ему поручения дипломатического характера. Дважды художник отправлялся «с секретной миссией» к иностранным дворам. В 1427 году в Испанию, где ведёт переговоры о браке герцога с принцессой Изабеллой, дочерью Хаиме 2, графа Ургельского, правда, заканчиваются они неудачей. В 1428 году Ян  ездил в Португалию, где велись новые брачные переговоры, на этот раз за руку другой Изабеллы, завершившиеся бракосочетанием Филиппа Доброго и португальской принцессы. Ян ван Эйк написал два портрета невесты, оба были отосланы жениху, один морем, а второй сушей, но до нашего времени ни один из них не дошёл. Сохранился интересный факт из жизни художника, относящийся к 1427 году. Ян побывал в городе Турне, где жил и работал знаменитый мастер Робер Кампен, старший и опытнейший коллега по цеху живописцев. 18 сентября в день св. Луки, покровителя художников, ван Эйку был оказан почетный приём, на котором он познакомился с другими выдающимися мастерами, хотя мог знать их и раньше. Можно только вообразить себе, какое это было значительное событие, поскольку искусство Робера Кампена служило примером для Яна ван Эйка, как его собственное творчество для Рогира ван дер Вейдена.
    Художник был женат, его жену звали Маргаритой, и родилась она в 1406 году.  Супруги имели десять, по другой версии, одиннадцать детей. Семья жила в Лилле, Турне, Генте, но дольше всего, в Брюгге, где в 1431 году, художник купил дом. Герцог Филипп Добрый посещает его мастерскую. В 1434 году герцог становится крестным отцом первенца художника и жалует счастливому отцу в подарок шесть серебряных чаш.
    9 июля 1441 года Ян ван Эйк скончался в Брюгге и был похоронен сначала в ограде церкви св. Донациана. Через год жене и детям разрешили перезахоронение останков художника внутри церкви, около купели.
    Все сведения о знаменитом мастере, увы, относятся к последнему периоду его жизни. Ничего точно не известно о начале творческого пути, и ранние работы вызывают до сих пор много споров. У кого учился Ян? У своего старшего брата Губерта? Но Губерт ван Эйк – сам по себе, лицо таинственное. Его имя упоминается в денежных счетах города Гента, о нем оставили свидетельства путешественники-иностранцы и местные любители искусств, но все эти свидетельства косвенные. Круг приписываемых ему работ невелик. Сравнение зрелого стиля братьев говорит о большом различии. Губерт предпочитал устоявшийся позднеготический стиль, но Ян смело ломал старые традиции. Конечно, младший брат мог пройти хорошую школу мастерства под руководством старшего. Далее Ян развивался совершенно самостоятельно. Они вместе трудились над созданием знаменитого Гентского алтаря, но Губерт умер в 1426 году, не закончив работу.
    Совместной работой братьев считается картина «ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА ЖЁНАМ-МИРОНОСИЦАМ. В ней видны явные новаторские следы Яна. 


Губерт и Ян ван Эйк
Явление ангела женам-мироносицам

    Сюжет картины взят из Евангелия. Три Марии приходят к могиле Христа, чтобы умастить его тело, но застают гробницу пустой, и тут им является божий вестник, ангел и сообщает о ВОСКРЕШЕНИИ ХРИСТА.  Автор фигуры ангела, сидящего на крышке пустой гробнице, несомненно, Ян. Фигура в белых одеждах будто наполнена светом и воздухом – она из мира небесного, но как непосредственно и просто обращается ангел к людям с благой вестью. Рядом с ней пропадает скованность и средневековая неуклюжесть остальных персонажей.
    Вполне возможно, свой творческий путь Ян ван Эйк начинал с миниатюры. На его родине, в Маасэйке, находились монастыри, бывшие центрами производства рукописей, украшенных миниатюрами. Но вот работ, приписываемых бы Яну, не сохранилось, или они, как, например, листы из «Турино-Миланского часослова», вызывают большое количество споров. Остаётся верить свидетельствам современников, или своим глазам, сравнивая миниатюры с произведениями художника.


"Милано-Туринский часослов"
Рождество Иоанна Крестителя

    Но всё это, конечно, предположения и догадки. Главное в творчестве Яна ван Эйка – это новый взгляд на изображение световоздушной среды и глубины пространства. Для художника его времени открытием являлось такое смелое владение цветом, как у Яна. Один из самых ранних и поэтичных его образов – «МАДОННА В ЦЕРКВИ».


Ян ван Эйк
Мадонна в церкви

    Картина исполнена около 1420 – 1427 годов. Возможно, она представляла одну створку диптиха. А на другой был изображен донатор, заказчик. Уже в ней проявляются особенности живописной техники ван Эйка. Известно, что мастер клал краску слоями на белую, покрытую левкасом, поверхность доски. Так он добивался особенной прозрачности цвета. Изображение будто бы светилось изнутри, особым внутренним светом, символизирующим божественное начало. Напомню слова Данте в переводе М. Лозинского: «КАК В ЯНТАРЕ, СТЕКЛЕ ИЛИ КРИСТАЛЛЕ СИЯЕТ ЛУЧ, ПРИЧЕМ ЕГО ПРИХОД И ЗАПОЛНЕНЬЕ ЦЕЛОГО СОВПАЛИ». Таким светом пронизано всё творчество Яна ван Эйка. «Мадонна в церкви» - именно такой образ, созданный молодым художником. Известно, что в 19 веке существовала рама, ныне утраченная, с надписью: «Ты цвет цветов Мать-дочь, Отец-сын/Кто слышал о таком/Бог родил человека» Эти слова являются началом второй строфы средневекового гимна Рождества Христова. Картина является образом Мадонны и содержит намёк на воплощение т рождение Христа. Увенчанная короной, Дева Мария с Младенцем на руках, стоит в арочной галерее готического храма. Солнечный свет, льющийся в окна, имеет символическое значение: «Как солнечный луч, проходя через стекло, не повреждает его, так и Пресвятая Дева осталась девственницей, какой она и была. Тот же смысл несут изображения «Благовещения» и «Коронования», помещенные в виде рельефов на алтаре, за спиной Марии. Готический собор, в котором является Мадонна, напоминает убранство реальных церквей – Сен-Дени, или собора в Генте, но не полной их копией. Мадонна выступает как олицетворение Христианской церкви – именно такая трактовка её образа была распространенной в искусстве 15 века.
  

     «Мадонна в церкви» была написана в те годы, когда Ян ван Эйк, вместе с братом Губертом, принимался за работу над Гентским алтарём. Этот уникальный плод вдохновенного труда братьев-художников – тема следующего рассказа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий