вторник, 8 октября 2013 г.

Золотой век нидерландской живописи

     

Ян ван Эйк. 
Мадонна с младенцем
 
 
В отделе Искусства ЦДЮБ работает выставка, посвященная одной из самых замечательных эпох искусства прошлого – нидерландской живописи XV – XVII веков. Искусница приглашает читателей блога, открыть для себя поистине волшебный мир возвышенных образов и сияющих праздничных красок. Очередной рассказ - о великих мастерах 15 столетия, создавших «золото Нидерландов».


    Нидерланды – «Низовые земли» - территория на побережье Северного моря в бассейнах рек Шельды, Мааса и Рейна. Здесь долго не могло сложиться единое, самостоятельное государство, и в XI – XIV веках феодальные владения часто враждовали между собой. Одни, в силу своего географического положения, склонялись к Франции, другие – к Германии. Города Фландрии и Брабанта – Брюгге, Гент, Лувен, Ипр – славились богатством. Здесь производились лучшие в Европе сукна, ювелирные изделия, оружие, кружева. Через Нидерланды проходили торговые пути из Англии и стран Балтики, на юг, запад и восток. Расцвет экономики привёл к раннему развитию капиталистических отношений, но в развивающихся городах между трудолюбивыми ремесленниками и патрицианской верхушкой шла постоянная борьба, непрерывные восстания и войны. Феодальные владыки стремились уничтожить вольности горожан. Богатеющее бюргерство постепенно укрепляло свои позиции. В конце XIV века Нидерланды объединились под властью Бургундии. Герцоги Бургундские – отпрыски французской королевской фамилии Валуа. Сын короля Франции Иоанна Доброго, Филипп Смелый, получил Бургундию в качестве ленного владения, вступив в брак с единственной дочерью графа Фландрского. Он, а затем его сын Иоанн Бесстрашный, с помощью силы и искусной дипломатии, стремились отделить Бургундию от Франции и сумели превратить вассальную зависимость от короля в простую формальность. Они завладели всеми Нидерландскими землями, и сын Иоанна Бесстрашного, Филипп Добрый, перенес свою столицу из бургундского Дижона во фландрский Брюгге.


Рогир ван дер Вейден.
Портрет Филиппа Доброго
с орденом Золотого Руна

    После того, как Франция потерпела поражение в битве при Азенкуре (25 октября 1415 года), и Париж пришёл в состояние упадка, центр культурной жизни переместился ко двору Филиппа Доброго.


Битва при Азенкуре.
Миниатюра XV века

    Ко двору Филиппа Доброго съезжаются лучшие мастера с разных концов страны. Живописцы, скульпторы и ювелиры бросаются ублажать герцога и его придворных, заваливающих их заказами. Годы правления Филиппа Доброго – это время процветания Нидерландов и рождения на свет многих шедевров изобразительного искусства. Светская культура двора и героический культ рыцарства повлияли на бюргерство и его приверженность к средневековой религиозной корпоративности. Появилась возможность для реализации ренессансного идеала гармоничного человека и оптимистичного взгляда на мир. В 1430 году при бургундском дворе учреждается Орден Золотого руна – в честь золотоволосой фаворитки Филиппа Доброго и одноименная общенациональная организация, призванная возродить идеалы рыцарских добродетелей и рыцарского подвига. В рыцарской среде возникает полемика по поводу «Романа Розы», вдохновительницей которой стала Кристина Пизанская, прекрасная, образованная дама, способная бросить вызов сильному полу.


Кристина Пизанская читает лекцию мужчинам.
Миниатюра XV века

    Кристина Пизанская не только спорила с мужчинами, но и читала им лекции, блистая большими знаниями и остроумием. Она ратовала за возрождение культа поклонения Прекрасной даме и выступала в защиту женщин, представленных в «Романе Розы» алчными и коварными существами. Защита дамой Кристиной чести и достоинства женщины, её значимости в вопросах семьи и брака – первый шаг к возникновению нового культа семьи, формированию идеологии «семейного индивидуализма», новых прекрасных Мадонн Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Робера Кампена.


Робер Кампен. Благовещение


Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена

Рогир ван дер Вейден.
Святой Лука рисует Мадонн




    Выходит в свет трактат Николая Кузанского, который учит. что ум человека есть воспроизведение творческих способностей Бога в доступных человеку сферах материального мира и создании произведений искусства. Познание Бога открывается человеку через него самого, что и позволяет каждому из нас «быть всем». 


Николай Кузанский

    Философия Николая Кузанского оказала большое влияние на формирование взглядов художников Северного Возрождения» - такое название получила эпоха возрождения Нидерландов в отличие от итальянского Ренессанса.
    В 1467 году власть переходит в руки Карла Смелого, самого амбициозного из представителей бургундской династии.


Рогир ван дер Вейден
Портрет Карла Смелого
с орденом Золотого Руна

    Карл Смелый стремился сделать свою власть абсолютной и даже обожествить собственную персону. Естественно, это привело к усилению средневековых представлений о божественной природе монарха. Но и нарушилось равновесие между властителем и стремлением горожан к самостоятельности. К семидесятым годам XV века художественный центр постепенно перемещается из Фландрии в Голландию. Религиозные сюжеты приобретают бытовую окраску. На картине Гертгена тот Синт-Янса церковный интерьер, где происходит действие, похож на обычный дом, наполненный предметами обихода. Все персонажи  похожи друг на друга, но зато все чисты и невинны, как бы подняты над реалиями повседневной жизни. Человеческая личность художника почти не интересует.


Гертген тот Синт-Янс
Святая родня

    5 января 1477 года произошла битва при Нанси, между швейцарско-лотарингскими войсками, поддерживаемыми Францией и армией Карла Смелого. Карл Смелый пытался захватить Лотарингию с целью соединения своих разрозненных владений (Нидерланды и Бургундия) и создания самостоятельного королевства. Исход битвы решили швейцарцы. Войска Карла Смелого  потерпели сокрушительное поражение. Сам Карл, последний герцог Бургундский, погиб на поле боя. 


Эжен Делакруа. Битва при Нанси

    Бургундия снова вернулась под власть Франции. Единственная дочь Карла Смелого, Мария, ещё при жизни отца, была выдана замуж за Максимилиана I Габсбурга, впоследствии короля Германии, императора Священной Римской империи. Нидерланды перешли под власть Габсбургов. Хотя власть Габсбургов была воспринята, как чужестранная, бюргерские города продолжали успешно развиваться и богатеть. Их развитие проходило всё так же под воздействием феодальной власти. Нидерландские города не могли освободиться от неё, по примеру городов Италии. Нидерландское бюргерство приспосабливалось к феодальной власти, отсюда и сохранение элементов средневековой культуры, и большой роли церкви во всех областях духовной жизни. Поэтому живопись впитала в себя традиции поздней готики, надолго сохранив религиозный характер. Нидерландские художники не могли, как представители итальянского Ренессанса, опереться на наследие античности. Идеи гуманизма здесь распространились значительно позже, долго сохранялись старые живописные приёмы. Однако есть и то, что роднит живопись Италии и Нидерландов – это светлое, радостное и человечное мировоззрение.



Ганс Мемлинг. Поклонение волхвов

    Несмотря на это, с течением времени в нидерландском обществе усиливалось чувство несовершенства мира, внешней угрозы, политической нестабильности, ожидания «черной смерти» - оспы, против эпидемии которой люди были бессильны. Усиливается чувство пессимизма и одиночества, страха перед смертью и муками ада. В 1489 году выходит руководство для охотников за ведьмами «Молот ведьм». Всё это находит отражение в творчестве Иеронима Босха, которое как раз совпадает с истерией поиска ведьм в обществе. В 1497 году в Цюрихе был уличен в колдовстве петух, который снёс яйцо и публично повешен. Как тут не родиться фантасмагории Босха? Его творчество отличается от всего, что было создано в XV веке в Нидерландах. Для него характерна тесная связь со средневековым искусством и фольклором.


Иероним Босх. Корабль дураков

    Босх умер в 1516 году, а в 1517 Мартин Лютер прибил свои тезисы к дверям церкви в Виттенберге. Началась эпоха Реформации - эпоха Нового времени.


    Далее Искусница расскажет о наиболее ярких представителях 
Золотого века живописи Нидерландов.
   



Комментариев нет:

Отправить комментарий