четверг, 8 августа 2013 г.

Великий Апеллес: "ни дня без линии"


  ЭлладаМакедония, Азия, Египет, IV век до н. э.
        
    Сегодня Искусснице захотелось написать про Апеллеса, великого художника античности. Не сохранилось ни одной его работы, но сам Александр Великий не только любил его картины, но даже издал указ, запрещающий рисовать свои портреты всем художникам, кроме Апеллеса. Как позволял ваять свою божественную персону только Лисиппу. 
    Апеллес сопровождал Александра в походе в Азию с собственной большой свитой, состоявшей из помощников, рабов, красивых женщин и девушек. Костюм и быт его были просты и, вместе с тем, он отличался изяществом и даже эксцентричностью. В одежде предпочитал благородный белый цвет, пурпурный, или золотой, оживляя его сложной прической и баснословно дорогим ожерельем. Только так и мог выглядеть своеобразный гений, автор многочисленных Афродит и Харит - богинь юности и красоты. Современник, писатель Теофраст, в сатирической книге "Характеры", называл его выскочкой и даже утверждал, что именно художник и вдохновил его на сей труд, но простят Зевс и Аполлон желчного Теофраста. Скорее уж, правы те, кто сделал имя Апеллеса символом живописи.
    Апеллес, сын Пифия, происходил из Кос или Эфеса, но считается более вероятным, что он родился в древнем городе Ионии Колофоне, к северу от Эфеса. Имя его переводится как "собирающий народ". Как будто родители предчувствовали, что так и будет. Картины Апеллеса-мастера действительно собирали зрителей, сам художник любил выставлять свои работы на площади и прятаться за ними, чтоб понаблюдать, что будут говорить о них люди. Однажды, говорят, сапожник подал художнику дельный совет, как следует написать обувь, и Апеллес его очень благодарил. Когда же сапожник, принялся критиковать дальше, художник оборвал его: "Смотри, дружок, не выше сапога!" 
    Годы жизни Апеллеса, примерно: 370 - 306 до н. э. Большая часть информации о нём содержится в 35-й книге естественной истории Плиния Старшего (23 - 79 г.г. н. э), римского писателя. На пике славы Апеллес находился в годы 112 Олимпиады (332 - 329 до н. э.).
    Образование художник получил в Эфесе в Ионической школе, отличавшейся мягкостью рисунка и нежностью колорита. Затем Апеллес перебрался в город Сикион, в школу Памфила, где изучил особенности живописи, характерной для сикионской школы, стремившейся к законченности и точности рисунка. Особенностью живописного почерка Апеллеса является грациозность изображаемых объектов. 
    Вероятно, в 350 году до н. э. учитель Апеллеса, Памфил, скончался, но снабдил его рекомендательным письмом к македонскому царю Филиппу II. Памфил сам происходил из Македонии. В Пелле, столице македонского царя, к Апеллесу пришло признание, здесь он познакомился с юным Александром и, конечно, с Аристотелем, наставником царевича. Как и скульптор Лисипп, он должен был посещать Миезу, где занимался Аристотель с царевичем и юношами из семей местной аристократии. Александр принимал у себя художника и дружил с ним, иногда оказывая особую милость.


Александр Македонский

    Однажды юный царь предложил художнику нарисовать портрет своей прекрасной любовницы, гетеры Кампаспы. Апеллес, работая над портретом, сам влюбился в девушку, и тогда Александр, приметив это, уступил ему гетеру. "Мне же достаточно получить её портрет", - сказал он.


Дж. Кадес. Александр в мастерской Апеллеса
    
    Вероятно, Кампаспа служила моделью для написания картин, представляющих богиню Афродиту. 
    Афродита Анадиомена выходит из морской воды и, подняв руки, выжимает мокрые волосы. Она - само воплощение женственности и грации, вещают древние писатели, а нам остаётся только обратиться к фреске, сохранившейся в Помпеях "Венера, рождённая из моря". Она считается копией с картины Апеллеса. 

    Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям - 
Всё бы скрывалась она в пенной морской глубине.

   Это строки Овидия, счастливца, видевшего прекраснейшую Анадиомену Апеллеса.


Венера, рождённая из моря
Фреска из Помпей



    Сюжет, как Апеллес рисует Кампаспу в присутствии Александра, привлекал многих художников.


Ж-Л Давид. Апеллес пишет Кампаспу
в присутствии Александра


    Не сохранились многочисленные портреты Александра и его полководцев. Известно, что в храме Дианы в Эфесе хранился портрет великого полководца "Александр с молнией". О ней он сам говорил так:" Существуют только два Аоександра: сын Филиппа и сын Апеллеса. Один непобедим, другой неподражаем ". Исполнив портрет Александра с молнией, Апеллес впервые выступил новатором: он показал источник света. Молнию и блики от неё на лице и теле царя, что было большим завоеванием в истории реалистической живописи. Александр платил своему любимому живописцу золотом, причем плату отмеривали по весу картины. За "Александра с молнией" Апеллес получил 20 талантов золотом, если верить источнику.
    Современники отмечали "лёгкость кисти" Апеллеса, то есть умение вовремя "отнять руку от картины, не увлекаясь второстепенными деталями.
    Апеллес писал свои картины темперой на деревянных досках, искусно владея светом и тенью. Используя лишь белую, черную, красную и желтую краски, он добивался удивительного колористического многообразия. Затем покрывал картину тонким слоем глазури, отчего оттенки становились живее. Надо отдать дань трудолюбию великого живописца: он упражнялся каждый день, рисуя линии. "Не дня без линии!" - это его подлинные слова. Самой сильной стороной творчества художник считал харизму, то есть умение воодушевлять зрителя изобразительными образами.
    После смерти Александра, в эпоху его преемников, диадохов, он продолжал творить, рисуя новоявленных царей. Плиний Старший рассказывает, что он, попав в Египет, ко двору Птолемея I Сотера, покровителя искусства и науки, обрёл и там славу, но у него выискался завистник, тоже художник Антифил. Однажды, желая погубить соперника, он объявил апеллеса участником заговора против царя. Птолемей, по справедливости расследовав это дело, убедился, что Апеллес невиновен. Он наградил оклеветанного художника суммой в 100 талантоа, а лжеца отдал ему в рабы. Из современных им источников известно, что Апеллес создал картину под названием "Клевета", но, поскольку она, как и все прочие, не сохранилась,     художник итальянского Возрождения, Сандро Боттичелли, придумал свою аллегорию на эту тему. 


Сандро Боттичелли. Клевета

    Считается, что в Александрии Апеллес расписывал гробницу великого полководца, которую и поныне ищут. Если найдут, то нам, или людям будущего, откроются  работы великого Апеллеса. 
    По преданию, художник умер за работой, создавая очередное изображение Афродиты. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий