понедельник, 16 ноября 2015 г.

"Красивая старина" Константина Маковского




                                 В конце XIX века Россия вспомнила о своих национальных корнях, и тотчас же любовь к старине глубокой завладела умами творческой интеллигенции и вошла в моду. Государи императоры Александр III и Николай II так увлеклись новым русским стилем, что в 1895 году в Петербурге открылся Русский музей, при Дворе стали давать костюмированные «на русский лад» балы, куда все приглашенные являлись только в русских национальных одеждах.

К.Е. Маковский
Боярышня
  

К.Е. Маковский
Автопортрет
  

    Константин Егорович Маковский (1839 – 1915) – создатель целого ряда картин на тему русской истории. Творческое наследие этого даровитого живописца уникально. Его талант и мастерство неизменно вызывают восторг, едва глаза зрителя наполняются внешней красотой жизни, давно минувшей. Однако на смену часто приходит разочарование: а где же тут глубина замысла,  в чем, собственно, состоит идея? В простом стремлении показать, в каких хоромах проживали наши предки, как одевались, что пили-ели, чему посвящали досуг, какие обряды неукоснительно выполняли? Хотя, и в этом тоже кроется смысл, не так ли?
    Константин Маковский родился в семье, в которой искусство высоко чтили. Глава семейства сам рисовал, собирал картины, много сделал для того, чтобы в Москве открылось Училище живописи, ваяния и зодчества. В дом постоянно приглашались знаменитые мастера живописи того времени. Три сына стали выдающимися художниками. Константин проучился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества с 1851 по 1857 год и затем отправился шлифовать свой талант в Санкт-Петербургскую Академию художеств. К сожалению, формально Константин Егорович не не окончил Академию. В 1863 году, одним из четырнадцати бунтарей, вместе с Крамским он ушёл из Академии и стал членом Артели художников. Однако, скоро расстался с товарищами, увлекавшимися жанром и современной демократической литературой, обретя свой собственный стиль. В 1867 году он уже получает звание академика, а в 1869 – становится профессором Академии художеств. Большое полотно «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», написанное в 1869 году, выдаёт весь талант Маковского, с его свободной манерой, жизнелюбием, пристрастием к праздничности и пестроте.



Народное гуляние во время Масленицы
на Адмиралтейской площади в Петербурге.

    К. Е. Маковский становится активным участником передвижных и академических выставок, где показывает сцены из крестьянского быта, портреты современников, изысканно одетых и окруженных роскошной обстановкой. Портреты отличаются большим сходством и привлекательностью, особенно женщины и дети. К сожалению, Маковский «грешит салонностью» и не стремился раскрыть характеры и передать духовный мир своих моделей. Константин Егорович становится любимцем публики, модным и богатым художником, чью студию в Петербурге осаждают поклонники и желающие иметь портрет его кисти.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны,
жены Александра III.

Мастер умело передает портретное сходство модели, не вникая в глубину её внутреннего мира. Императрица написана в блеске бриллиантов. Особенно впечатляют огромные синие сапфиры её ожерелья. Но какие глаза! В них чувствуется и ум, и душа.


Княгиня З.Н. Юсупова
в русском костюме. 
Красота и внешнее обаяние княгини  неоспоримы, но что скрывается в сиянии этих светлых глаз? Где русская душа? 

    Огромный успех получили созданные после поездки в Египет и Сирию полотна «Перенесение священного ковра в Каире» и «Болгарские мученицы».


Перенесение священного ковра в Каире

Обе картины вызывают восхищение эффектной композицией, насыщенным колоритом, необычным освещением. Костюмы, ткани, драгоценности, всевозможные предметы быта выписаны с особой тщательностью. Сцена убийства болгарской мученицы  не столь уж и кровавое зрелище. Алые тонкие струйки красиво сбегают по жемчужно-белой груди непокорной христианки, умирающей на глазах сестры. Юную девственницу убивать не собираются, её насильно отвезут в гарем. Воины крепко, но бережно держат, и, кажется по выражению лиц, особенно чернокожего, утешают ценную невольницу.



"Болгарские мученицы"

    Художник женится на красавице Юлии Павловне, становится отцом детей, хорошеньких, точно херувимы. 


Портрет супруги художника с детьми

    «Русский стиль» Маковского сложился позднее, после того, как он окончательно расстался с передвижниками и стал устраивать свои выставки самостоятельно. Тогда родился его «боярский цикл» с его занимательными сюжетами, неизменной фантазией и артистизмом. Несмотря на это, образы героев картин вполне живые. Огромное количество предметов русской старины, выписанных тщательно, с документальной историчностью и этнографической точностью, наполняет полотна. Это – допетровская Русь, 16 и 17 века – времена пращуров.


"Поцелуйный обряд"

Сюжет почерпнут из книги А.К. Толстого "Князь Серебряный". Боярыня явилась на пир, чтобы приветствовать гостей. Каждый гость принимает из её рук чару вина, выпивает и целует хозяйку в губы.


«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»

Эта работа была программной композицией студента Академии художеств Константина Маковского в 1862 году и удостоена Малой золотой медали. Эффектная композиция.


Кузьма Минин на площади Нижнего Новгорода, 
призывающий народ к пожертвованиям»

    Одна из удачных и интересных работ Маковского. Картина проникнута патриотизмом, хотя автор и здесь не отказывает себе в удовольствии изобразить нарядных русских красавиц. Но разве среди них не могло быть патриоток, горячо любящих отчизну и готовых пожертвовать свои жемчуга и самоцветы?



Сцена из жизни XVII века.

Здесь чару гостю подносит юная дочь хозяина дома. Кто этот гость? Добрый дядюшка, или старый жених? С какой тщательностью выписаны все предметы боярского быта!



Боярский свадебный пир.

В обиходе высшего ранний брак как для девушки, так и для юноши. Женатый человек мог считаться совершеннолетним. Какая трогательная юная пара!

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем»

Шестнадцатилетний царь в первый раз поступил вопреки желанию своего любимого дядьки Бориса Морозова. Первой избранницей Алексея Михайловича стала не Мария Милославская, а дочь касимовского дворянина Рафа Всеволодского Ефимия. Против этой белокурой красавицы с подачи Морозова была затеяна интрига. Перед обручением ей так туго стянули волосы, что она, выйдя к жениху, упала в обморок, из-за чего была объявлена порченой и недостойной быть царицей. Алексей Михайлович женился на угодной  Морозову Марии Милославской.




 «Одевание невесты к венцу»



Боярыня у окна

    Маковский увлеченно копировал натуру в музеях, и сам являлся одним из крупнейших в стране коллекционеров прикладного искусства. Своих детей он очень любил писать в мастерской, в окружении старинной экзотики.


 Портрет сына в мастерской 
в образе коллекционера


    Константина Маковского сколько угодно можно обвинять в театральности, в отсутствии глубокой идеи. У него был свой особенный путь, его увлекала поэзия далёкого от современности старинного быта. Вечно в поисках образных средств, нужных ему для выражения национального колорита, художник, истинный виртуоз кисти, увлеченно собирал предметы народного искусства, что было новым явлением в России тех лет. Маковский оказался в числе первых собирателей народных сокровищ.  



"Святочные гадания"

   
    Константин Егорович был одаренным художником, посвятившим свой недюжинный талант служению Красоте. Его так влекли историко-археологические подробности, что порой, картины выглядят слишком эффектными, переполненными «красотами» древнерусского быта. Но ведь не зря же сказано, что красота спасёт мир?

    Маковский прославился на родине, среди самых разных слоёв русского общества, но за границей познал неизмеримо большую славу, чем кто-либо другой из художников-демократов. Он работал с завидной лёгкостью и признавался, что слишком любил жить и потому не использовал свой талант в полной мере.
    Константина Егоровича Маковского вполне можно бы считать любимцем фортуны, если бы не трагический случай, унесший его в могилу в 76 лет. Пролётка, в которой он ехал, была сбита трамваем.


Комментариев нет:

Отправить комментарий