Несколько героинь "Последнего дня Помпеи" Карла Брюллова несут прекрасные черты женщины - большого друга художника, графини Юлии Павловны Самойловой. Это девушка, роняющая кувшин, та, что стоит рядом с художником, также несущим на голове ящик с красками и кистями. Мать и старшая дочь в семейной группе, рядом с христианским священником. Мёртвая женщина, упавшая с колесницы. (См. предыдущий рассказ) В лице графини Самойловой Брюллов из картины в картину продолжает утверждать свой идеал женской красоты. "Женщина его блещет, но она не женщина Рафаэтя, с тонкими, неземными, ангельскими чертами, - она женщина страстная, сверкающая, южная итальянка, во всей красе полудня. мощная, крепкая, пылающая всею роскошью страсти. всем могуществом красоты, - прекрасная, как женщина" - так пишет Гоголь в своей статье о Брюллове.
Графиню Юлию Самойлову, умную, экцентричную красавицу, Брюллов встретил в доме своих друзей. В разгар вечера в залу стремительно вошла статная молодая дама с широко расставленными огненными глазами, овальным смуглым лицом, обрамленным тучей черных волос. Художник замер: он встретил живое воплощение собственного идеала! Он много слышал о ней и раньше. О её знатности и богатстве, неудачном браке с кутилой, мотом и пустым человеком - графом Николаем Самойловым. О её независимом нраве и остром, точно клинок из толедской стали, язычке. О вольности взглядов и о том, что государь император Николай Павлович терпеть её не может. что живёт она, не считаясь с правилами и мнением Двора. Расставшись с мужем, графиня поселилась в Риме, где у неё часто бывали знаменитые писатели, художники и музыканты. С Брюлловым графиню крепко связали общее увлечение искусством, независимость и уверенность в себе. Она сопровождала художника в путешествиях по Италии, он подолгу жил на её вилле в Корсо. Большая дружба переросла в любовь, в желание соединить свои жизни узами Гименея. "Люблю тебя, обожаю, я тебе предана и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня самая драгоценная вещь на свете" - писала Юлия Карлу. Она даже хлопотала о разрешении на развод, а потом беспутный супруг её скончался, но... не сложилось... Так уж вышло, что графине Самойловой было суждено стать не женой, а единственной любовью и самым верным другом Великого Карла.
Кисти Брюллова принадлежат великолепные портреты этой дивной красавицы с гордой и независимой душой.
К. Брюллов Портрет графини Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапкой |
Кажется, самое простое событие - возвращение с прогулки, Брюллов подает почти патетически, торжественно. Графиня не просто стремительно вбегает в комнату - она торжественно предстает перед зрителем, обнимая юную Джованнину. К ней с восторгом бросается собака. Девочка-арапка несёт за ней шаль. Брюллову удалось передать, наверное, самое первое своё впечатление от встречи с красавицей, также стремительно появившейся на балу, в день их знакомства. Перед нами не групповой портрет, ибо фигура Самойловой в небесно-голубом платье, из блестящего, ломкого шёлка, безраздельно главенствует в композиции. Она - словно птица. Две другие участницы события лишь оттеняют собой красоту, грацию и страстность главной героини. Джованнина - нежной доверчивостью. Служанка - подобострастным поклонением.
Однажды с уст Великого Карла сорвалось:"Только женщиной могло увенчаться мироздание!" В портретах графини Юлии Самойловой эти слова художника воплотились в пластике и богатстве цвета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий