понедельник, 25 ноября 2013 г.

Ян ван Эйк - мастер портрета

Бесценен вклад Яна ван Эйка в развитие портретного искусства. С именами его и Робера Кампена, можно связать появление в европейском искусстве портрета, как самостоятельного жанра. Представим здесь лучшие портреты, принадлежащие кисти Яна ван Эйка.



Ян ван Эйк. Тимофей


   Портрет молодого человека, называемый «ТИМОФЕЙ», написан в 1433 году. Это один из ранних портретов живописца. Кажется, какая-то мысль так увлекла юношу, что он воспарил к небесам, позабыв о земной жизни. Взгляд рассеян, рука машинально сжимает рукопись, свёрнутую в трубку. Мечты совершенно преобразили некрасивое лицо с коротким широким носом, выступающими скулами, ввалившимися щеками. Перед нами одухотворённый мечтатель. Греческая надпись «Тимофей», сначала понималась, как имя молодого человека. Кто он? Может быть, начинающий юрист, или ученый? Кто он по национальности? Француз, или фламандец? Затем родилась идея, что надпись «Тимофей» - означает не имя, а девиз: Я почитаю Бога». И, наконец, явилось предположение, что на портрете изображен музыкант, служивший при дворе Филиппа Доброго. Надпись же введена для хвалебного сопоставления изображенного со знаменитым древнегреческим музыкантом Тимофеем из Милета, которого обожал Александр Великий Македонский. Существует рассказ, что в юности царевич Александр, услышав победный пеан, написанный Тимофеем, пришёл в такой экстаз, что схватился за меч. До сих пор, созданный Яном ван Эйком, «Тимофей», словно сфинкс, хранит свою загадочную тайну.



Ян ван Эйк. Человек в тюрбане


    «ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА В ТЮРБАНЕ», созданный год спустя, столь же загадочен. Всё внимание сосредоточено на лице мужчины. Широкие складки красного тюрбана и тёмный кафтан, служат ему обрамлением. Лицо – самая светлая и наиболее выписанная часть портрета. Ясно видны многочисленные тонкие морщины и жилки на коже, складки около рта. Взгляд, острый и внимательный, направлен прямо на зрителя. Художник стремился именно к этому – установить такую же связь между зрителем и изображенным на портрете. Личность человека в красном тюрбане не установлена. Может быть, он родственник художника, например, его тесть? В его чертах есть сходство с портретом жены Яна ван Эйка – Маргариты.



Ян ван Эйк. Портрет жены


    «ПОРТРЕТ ЖЕНЫ» Ян создал через пять лет, в 1439 году. Худощавая женщина с длинным носом, большим тонким ртом и острым подбородком строго смотрит на зрителя. Голову украшает модный белый чепец. Известно, что Маргарита ван Эйк родилась в 1406 году. Вероятно, художник женился на ней около 1434 года. Как раз время написания портрета человека в красном тюрбане. В этом же году родился первый сын Яна и Маргариты. Но о родителях жены художника сведений не сохранилось. Можно только сравнивать и предполагать.


   Портреты точны психологически. Вне сомнения, что натуралистически они столь же достоверны.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий