четверг, 4 апреля 2013 г.

"Праздник хвоста"

   
Древние источники сообщают: Джосер правил около 100 лет! Верится с трудом? Вот и ученые подсчитали, одни, что он властвовал над Египтом всего-то 19 лет, а другие прибавляют к этому ещё пятилетку. Так, или иначе, судя по изображениям в его пирамиде и по раскопкам, он успел отметить юбилей своего владычества праздником "Хеб-cед". Что это за праздник такой, и каково его назначение? Это не что иное, как символические похороны фараона с последующим возрождением. Вот так! Похоронил самого себя и возродил! Стало быть, это было надо и самому Джосеру и его народу. Вспомните сказки: когда вождь становился стар и немощен, его убивали. Какой владыка из немощного старца? Не можешь держать в кулаке армию честолюбцев - марш к богам! В доисторическую эпоху так поступали на самом деле, но уже предшественники Джосера были цивилизованными владыками. И всё же фараон, отцарствовав, по правилам, тридцать лет, но иногда раньше, должен был доказать богам и подданным, что он ещё - ого-го - в полной силе! Стало быть, "Хеб-cед" означал обновление и подтверждение власти фараона над "этим" и "тем" мирами, единство между которыми достигало совершенства только при его посредничестве. "Хеб - сед" переводится как "праздник хвоста". "Хеб" - праздник, а "сет" получается "хвост быка". С быком древние египтяне олицетворяли Осириса, и фараон, как олицетворение этого высокочтимого бога, прикреплял бычий хвост к своему короткому набедреннику. В таком костюме он выходил на ритуальную вспашку поля в начале пахоты, так как отвечал за разлив Нила и богатый урожай. Такой же набедренник с бычьим хвостом был на фараоне в момент отправления кульминационного обряда "Хеб-Сет". В целом торжества были долгие, целых пять дней и отправлялись сразу после ежегодного праздника в честь Осириса, когда начинался разлив Нила. Готовились к этому празднику несколько лет, строили святилища, высекали из камня статуи и развозили по стране. Наоборот, статуи особо чтимых богов прибывали на главное место торжества. В комплексе пирамиды был построен дворец, где фараон мог приготовиться к отправлению ритуала, переодеться и отдохнуть. Погребальная камера с саркофагом тоже была готова, потому что в ней должны были произойти ритуальные похороны статуи фараона, символизирующей старого царя. Кульминацией было появление живого фараона перед зрителями, сидящими во дворе на трибунах и ритуальный бег. Видите, фараон проходил через обряд смерти и воскрешения. Это вливало в его правление новую жизнь и гарантировало благоденствие государству и всему народу Египта.
    Фараон прибывал к месту празднования на ладье, которая причаливала к храмовой долине. От пристани пышное шествие двигалось к пирамиде, и фараон отправлялся в тайную камеру, где его ждали жрецы. Таинство похорон статуи происходило в погребальной камере, но как? Какими оно сопровождалось обрядами? Детали нам неизвестны. Но вы можете взглянуть на приведённый ниже рисунок и вообразить всё самостоятельно.

    А теперь давайте отправимся в ансамбль пирамиды Джосера. Вблизи таинственной погребальной камеры Южной гробницы, в подземном скальном лабиринте коридоров, комнат и тупиков, в одной из галерей высечены три прямоугольных ниши. Внутри ниш находятся барельефы, изображающие Джосера.
    В первой крайней нише фараон стоит лицом к югу. На его голове высокая белая корона Верхнего Египта. К подбородку ремешками подвязана ритуальная искусственная бородка. На короне - "серех", символ царской власти с именем фараона, а над ним Сокол Гора с символом жизни "анхом" в когтях.
    В средней нише Джосер изображен в короне Нижнего Египта и с оружием. Вероятно, намёк на то, что он был выходцем из Верхнего Египта и что ему пришлось доказывать силу своего оружия Северу.
    В третьей нише Джосер представлен опять в короне Верхнего Египта. На нём только мужской набедренник. Фараон изображен стремительно бегущим: ноги показаны в позиции широкого шага, руки согнуты в локтях. В руках знаки власти. Как вы догадываетесь, в этой нише Джосер изображен в момент совершения обряда "омоложения" - ритуального бега. Дистанция бега была невелика и преодолеть её мог легко даже старый мужчина.

    А теперь смотрим дальше. Стены подземной галереи и портал ниши облицованы керамическими поливными плитками, имитирующими связки папируса. Стены вокруг проёма облицованы также керамическими блоками, покрытыми зеленовато-синей глазурью.Эти древнейшие в мире изразцы - ещё одно архитектурное новшество Имхотепа. Видите, популярный и в наше время облицовочный материал, долговечный и красивый, появился 47 веков тому назад. Но древние изразцы всё же отличаются по форме от наших, они похожи на часто расположенные вертикальные валики, сплошь покрывающие поверхность стен. Связки тростника, которые они изображают, издревле почитались в долине Нила как один из фетишей, вечно зеленеющий символ Осириса, бога умирающей и воскрешающейся природы.

    Теперь отправимся туда, где проходил ритуальный бег Джосера. Это неширокий двор. вытянутый вдоль восточной стены мемориала. Это, скорее, даже не двор, а улочка. Вдоль неё стоят каменные молельни с нишами для статуй богов. Они относительно хорошо сохранились. Их фасады выполнены из прочного и красивого туранского известняка. Очень своеобразны их фасады: они завершаются дугообразными карнизами, напоминающими стебли тростника. Надвинувшиеся барханы погребли их под слоем песка, таким образом законсервировав и сохранив. Это позволило в середине 20 века восстановить некоторые постройки. У подножия молелен расположены трибуны для зрителей - жрецов, членов царской семьи и знати.
    Ниже трибун тянутся ряды потёртых плит. По ним можно ходить, однако нам остаётся только закрыть глаза и представить, как всё было на самом деле.

    Люди съехались со всей страны, чтобы присутствовать на радостном событии и своими собственными глазами узреть сцену омоложения фараона. На главных местах восседает семья самого Джосера. Его жена царица Хотепхернебти - "Великая скипетром". Дочь принцесса Инткейс - "Дочь царя, видящая Гора". Сын и наследник Сехемкет. И рядом с ними, конечно, Имхотеп, великий визирь и первый архитектор, на плечах которого красуется шкура леопарда. Жрецы и знать. Мужчины представительны, женщины прекрасны. На головах тех и других черные парики. В волосах укреплены флаконы с благовониями, распространяющие цветочные ароматы. Мужчины в набедренниках, украшенных изысканной плиссировкой, с кожаными поясами. У чиновников набедренники  - схенти - выступают вперёд, принимая вид жесткого фартука, в руках ритуальные посохи и дубинки. Женские узкие - (боже мой. как же они в них ходят, разве что семенят)- платья калазирисы плотно облегают смуглые тела. Египтянки очень стройны, или все кажутся похожими на тростник и пальмы. Многочисленные украшения поражают взгляд. Плечи мужчин и женщин украшают многорядные ожерелья, броши, подвески, браслеты изготовлены из золота, драгоценных камней и высококачественной керамики.

    Жрецы выделяются строгостью одежды. Верхняя часть тела остаётся обнаженной, а от талии, почти до щиколоток, спускается белая льняная юбка. Жрецы высокого ранга носят шкуры пантер или леопардов. Головы чисто выбриты - один из признаков жреческого достоинства, как и обязательная чистота одежды и тела.

    А вот и он! Босоногий и загорелый, одетый в плиссированный набедренник с бычьим хвостом, с короной на голове и царским знаками в могучих руках, немолодой, но полный энергии мужчина - фараон Обеих земель Джосер. Замрите, прислушайтесь к его дыханию - это дыхание веков. Как давно это было! Невероятно давно! Но ступенчатая пирамида Джосера до сих пор возвышается на фоне песков и синего-синего неба.
    Молодость Египта. Невероятный скачок в области архитектуры и искусства. Вызов векам.
 
    А Искуссница говорит вам: до встречи!

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий