четверг, 16 июля 2015 г.

Сокровищница русского искусства. К 120-летию со времени основания Русского музея в СПБ (1895)



   
    17 апреля 1819 года в самом центре северной столицы, между Невским проспектом и Марсовым полем, был заложен новый прекрасный дворец. Автором проекта и главным архитектором был замечательный зодчий К.И.Росси, чьему таланту и мастерству Санкт-Петербург обязан многими удивительными архитектурными ансамблями.


Б.Ш. Митуар. Портрет К.И. Росси


    Карло Росси по рождению итальянец, но русский по духу. Сын балерины Гертруды Росси, он прибыл в Россию восьмилетним мальчиком. Учился у архитектора Бренны. Созданные им архитектурные ансамбли изумляют своей величавой красотой и отсутствием вычурности. Портрет зодчего висит в Белоколонном зале Русского музея. Стоячий воротник обрамляет живое умное лицо с проницательными светлыми глазами. Неутомимый труженик и созидатель, сидя у стола, с карандашом в руках, как будто всматривается в лица далёких потомком, разгуливающих по его залу, говоря языком Пушкина, «племени незнакомого».


Здание Русского музея в Санкт-Петербурге


    Строительство дворца завершилось в 1825 году. Сохранился отзыв одного из современников, увидевшего только что выстроенный дворец: «По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изяществу вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов. Красоте фасадов соответствует решётка, окружающая дворец, два льва величаво поставлены на пьедестале у лестницы, и, наконец, взор поражается великолепием огромного крыльца и вестибюля. Когда сходишь, то видишь арку столь обширную и столь смело раскинутую, что нельзя не остановиться на лестнице, чтобы далее не наглядеться на красоту зодчества. Надобно видеть сей дворец при солнечном сиянии, когда сама природа помогает очарованию искусства».
    В новом дворце поселился брат императора великий князь Михаил Павлович с супругой Еленой Павловной.


Дж. Доу. Портрет великого князя
Михаила Павловича

 

А. Граль. Портрет великой княгини
Елены Павловны
    Молодая хозяйка дворца вела светский образ жизни, часто устраивая вечера, на которые приглашались люди искусства - художники, музыканты и артисты. В Михайловский дворец к Елене Павловне, любил заглядывать Александр Сергеевич Пушкин. В 1852 году она пригласила состоять при себе аккомпаниатором для живших в Михайловском дворце певиц, выдающегося музыканта Антона Григорьевича Рубинштейна. Елена Павловна с удовольствием примеряла на себя роли муз Евтерпы и Терпсихоры, а потом и Урании. У неё появлялись астроном академик В.Я. Струве, хирург Н.И. Пирогов, который на её вечерах читал свои трактаты о назначении человека, о морали, роли женщины в воспитании детей.
    В конце века дворец пришёл в упадок, но был приобретён казной. 13 апреля 1895 года в Сенат был доставлен пакет с высочайшим указом об учреждении в Михайловском дворце «Русского музея императора Александра III».


Н. Шильдер. Портрет императора
Александра III

    В исторической и особенно художественной, литературе можно прочесть о дурном вкусе этого императора. Глубоко поверхностный взгляд! Император проявлял особенный интерес к отечественной культуре, был постоянным посетителем художественных выставок, откуда не уходил с пустыми руками, приобретал понравившиеся картины для личной коллекции. Это как раз говорит о любви государя к родной земле, желании оставить потомкам картины, запечатлевшие героическую историю и быт народа.
    Архитектору В.Ф. Свиньину было поручено провести частичную перестройку внутренних помещений, которую он произвёл за три года. Одновременно с этим подбирались коллекции для будущего музея. Произведения искусства прибывали в новый музей из собраний Эрмитажа, Академии художеств, императорских резиденций. Преждевременная смерть помешала Александру III торжественно открыть музей национального искусства. Его мечту выпало претворить сыну Николаю II. С чувством сыновнего долга молодой император издал указ: «Отвечая душевной потребности неотложно исполнить волю покойного Государя, признали Мы за благо учредить особое установление под названием «Русский Музей Императора Александра III» с возложением главного заведования оным на одного из  членов Императорского Дома по нашему избранию». 7(19) марта 1898 года в субботу, Русский музей впервые распахнул двери для гостей. В полдень к подъезду дворца начала прибывать знатная публика в каретах, с лакеями на запятках. Знатные гости церемонно входили вестибюль. Их любезно встречали и приглашали в Белоколонный зал устроители вернисажа и хранители музея – академик живописи Михаил Петрович Боткин, художник Павел Александрович Брюллов, сын архитектора, построившего Михайловский театр рядом с дворцом, академик живописи Альберт Николаевич Бенуа. И вот на пороге зала появился великий князь Георгий Михайлович, назначенный управлять музеем, а за ним император Николай II с матерью, вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. Начался молебен. Придворный протопресвитер торжественно провозгласил вечную память основателю музея Александру III. После молебна великолепная процессия во главе с императором, обойдя 37 залов, ознакомилась с первой экспозицией Русского музея. Перед ними предстали «Мамаево побоище» Андрея Матвеева, «Куликовская битва» Ивана Никитина, «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко. Полыхнул «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Взметнулся «Девятый вал» Ивана Айвазовского. Вероятно, знатные гости вздрогнули, когда перед ними явились дерзко хохочущие «Запорожцы» Ильи Репина. Невольно отступили перед тяжелой поступью «Ермака Тимофеевича» Марка Антокольского. Почтительно замерли перед многопудовой императрицей Анной Иоанновной – творением Карло Растрелли.
    Передовая русская общественность восприняла открытие Русского музея как большое событие в культурной жизни столицы и всей страны. В первый год музей посетило более ста тысяч человек. Для того времени – рекордное число.
    Сегодня Русский музей - самое крупное собрание национального искусства. В 90-е годы прошлого века музею были переданы Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный и Строгановский дворцы.

По залам Русского музея


Зал К. Брюллова с картиной "Последний день Помпеи"

Зал И. Айвазовского с картиной
"Девятый вал"


    

Зал Г. Семирадского с картиной
"Фрина на празднике Посейдона"



Зал И.Е. Репина с картиной
"Заседание Государственного совета"

    В следующих публикациях Искуссница представит несколько шедевров Русского музея, особенно ею любимых.   
   





2 комментария:

  1. Даёшь шедевры...!
    Начните с Марии Башкирцевой...
    Леонид.

    ОтветитьУдалить
  2. Часто делятся на форумах печальными историями и, кто за отсутствием свободного медли на ремонт доверил это людям. Ситуация знакома до боли: "сват-брат-сосед, молоток в руках не держал, но данный как раз сидит без работы, пусть увлечется. Получается очень плохо, а претензии высказывать неудобно" (и денег за нравственный вред вновь же не "стрясешь")politologa. Кстати, и найти неплохого мастера через интернет сложно – у проверенных частников заявки расписаны на полгода вперед, а их номера телефонных передают из рук в руки.

    ОтветитьУдалить