Древние источники сообщают: Джосер правил около 100 лет! Верится с трудом? Вот и ученые подсчитали, одни, что он властвовал над Египтом всего-то 19 лет, а другие прибавляют к этому ещё пятилетку. Так, или иначе, судя по изображениям в его пирамиде и по раскопкам, он успел отметить юбилей своего владычества праздником "Хеб-cед". Что это за праздник такой, и каково его назначение? Это не что иное, как символические похороны фараона с последующим возрождением. Вот так! Похоронил самого себя и возродил! Стало быть, это было надо и самому Джосеру и его народу. Вспомните сказки: когда вождь становился стар и немощен, его убивали. Какой владыка из немощного старца? Не можешь держать в кулаке армию честолюбцев - марш к богам! В доисторическую эпоху так поступали на самом деле, но уже предшественники Джосера были цивилизованными владыками. И всё же фараон, отцарствовав, по правилам, тридцать лет, но иногда раньше, должен был доказать богам и подданным, что он ещё - ого-го - в полной силе! Стало быть, "Хеб-cед" означал обновление и подтверждение власти фараона над "этим" и "тем" мирами, единство между которыми достигало совершенства только при его посредничестве. "Хеб - сед" переводится как "праздник хвоста". "Хеб" - праздник, а "сет" получается "хвост быка". С быком древние египтяне олицетворяли Осириса, и фараон, как олицетворение этого высокочтимого бога, прикреплял бычий хвост к своему короткому набедреннику. В таком костюме он выходил на ритуальную вспашку поля в начале пахоты, так как отвечал за разлив Нила и богатый урожай. Такой же набедренник с бычьим хвостом был на фараоне в момент отправления кульминационного обряда "Хеб-Сет". В целом торжества были долгие, целых пять дней и отправлялись сразу после ежегодного праздника в честь Осириса, когда начинался разлив Нила. Готовились к этому празднику несколько лет, строили святилища, высекали из камня статуи и развозили по стране. Наоборот, статуи особо чтимых богов прибывали на главное место торжества. В комплексе пирамиды был построен дворец, где фараон мог приготовиться к отправлению ритуала, переодеться и отдохнуть. Погребальная камера с саркофагом тоже была готова, потому что в ней должны были произойти ритуальные похороны статуи фараона, символизирующей старого царя. Кульминацией было появление живого фараона перед зрителями, сидящими во дворе на трибунах и ритуальный бег. Видите, фараон проходил через обряд смерти и воскрешения. Это вливало в его правление новую жизнь и гарантировало благоденствие государству и всему народу Египта.
Фараон прибывал к месту празднования на ладье, которая причаливала к храмовой долине. От пристани пышное шествие двигалось к пирамиде, и фараон отправлялся в тайную камеру, где его ждали жрецы. Таинство похорон статуи происходило в погребальной камере, но как? Какими оно сопровождалось обрядами? Детали нам неизвестны. Но вы можете взглянуть на приведённый ниже рисунок и вообразить всё самостоятельно.
В первой крайней нише фараон стоит лицом к югу. На его голове высокая белая корона Верхнего Египта. К подбородку ремешками подвязана ритуальная искусственная бородка. На короне - "серех", символ царской власти с именем фараона, а над ним Сокол Гора с символом жизни "анхом" в когтях.
В средней нише Джосер изображен в короне Нижнего Египта и с оружием. Вероятно, намёк на то, что он был выходцем из Верхнего Египта и что ему пришлось доказывать силу своего оружия Северу.
В третьей нише Джосер представлен опять в короне Верхнего Египта. На нём только мужской набедренник. Фараон изображен стремительно бегущим: ноги показаны в позиции широкого шага, руки согнуты в локтях. В руках знаки власти. Как вы догадываетесь, в этой нише Джосер изображен в момент совершения обряда "омоложения" - ритуального бега. Дистанция бега была невелика и преодолеть её мог легко даже старый мужчина.
Теперь отправимся туда, где проходил ритуальный бег Джосера. Это неширокий двор. вытянутый вдоль восточной стены мемориала. Это, скорее, даже не двор, а улочка. Вдоль неё стоят каменные молельни с нишами для статуй богов. Они относительно хорошо сохранились. Их фасады выполнены из прочного и красивого туранского известняка. Очень своеобразны их фасады: они завершаются дугообразными карнизами, напоминающими стебли тростника. Надвинувшиеся барханы погребли их под слоем песка, таким образом законсервировав и сохранив. Это позволило в середине 20 века восстановить некоторые постройки. У подножия молелен расположены трибуны для зрителей - жрецов, членов царской семьи и знати.
Ниже трибун тянутся ряды потёртых плит. По ним можно ходить, однако нам остаётся только закрыть глаза и представить, как всё было на самом деле.
Молодость Египта. Невероятный скачок в области архитектуры и искусства. Вызов векам.
А Искуссница говорит вам: до встречи!
фото взято из интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий